Найти в Дзене
Петр Кривохижин

Постинформационное общество

Когда начался переход к постинформационному обществу? Именно с совершенсивования нейросетей и в общем искусственного интеллекта.
Информационное общество ассоциируют с постиндустриальным. Его характерная черта - автоматизация и роботизация производства и концентрация капитала в нематериальных ценностях. Прежде всего это информационные связи. В информационную эпоху управление сознанием и поведением

Когда начался переход к постинформационному обществу? Именно с совершенсивования нейросетей и в общем искусственного интеллекта. 

Информационное общество ассоциируют с постиндустриальным. Его характерная черта - автоматизация и роботизация производства и концентрация капитала в нематериальных ценностях. Прежде всего это информационные связи. В информационную эпоху управление сознанием и поведением масс переходит от директивной бюрократии к пиарным лицам, которые в свою очередь управляют обществом через интернет СМИ, которые контролирует часть нетократии (в начале перехода к информационном обществу через СМИ телевизионные). При этом массы людей все больше перемещаются в сектор информационных услуг. Создавая ситуацию, когда каждый человек является информационным работником через свои странички в соцсетях, свои видеоблоги и сайты. Что также закрепляется в законодательстве стран, когда аккаунты любого человека приравнивают к СМИ и когда видеоблогеры и геймеры становятся официальными профессиями. 

Но, что же будет дальше? Трудно представить постинформационную эпоху, находясь активным участником информационной. Это как рабочему из индустриальной эпохи трудно представить что его заменит робот на заводе и что на его заводе будет трудиться не 10000 человек, а 10, и выпускать продукции в разы больше (или его завод в конечном итоге распилят). И чем будут заниматься остальные 9950 человек? 

Но, как в предыдущие эпохи мы можем уловить признаки будущих, так и с настоящей информационной эпохой мы можем нащупать постинформационный мир. 

И главный признак всех эпох - это рост производительности труда и автоматизация процессов производства. 

В процессе производства, распространения и потребления информации сейчас занята большая часть общества развитых стран и их догоняют остальные.

 С начала информационной эпохи сразу понадобилось структурировать информационные потоки для пользователей, и появились первые алгоритмы поисковых систем. Со временем алгоритмы все более совершенствовались, все более автоматизируя обработку и передачу информации.

 Далее, в алгоритмах стали применяться нейросети. Теперь они стали способны самообучатся и быстрее обрабатывать поток данных, чем человек, к примеру - распознавая речь, изображение, видео. 

Сейчас же они уже начали создавать свою информацию и участвовать активнее в управлении. Они создают изображение, стали пробовать с их помощью создавать видеоклипы, фильмы, мультфильмы, писать статьи и книги, формировать новостной поток, вести аккаунты в соцсетях. Также нейросети участвуют в аналитике, торговле и даже ставят социальный рейтинг людям. 

Тоесть мы видим рост производительности и автоматизацию в процессе создания, передачи, структуирования, управления, анализа и потребления информации. Ни один человек не способен конкурировать в этом деле с нейросетями по производительности, но пока может кое где конкурировать по качеству. Однако, становится не нужным задействовать столько людей в информационном секторе экономики и управления. 

Так куда людям уходить массово из своих аккаунтов и видеоблогов, из администраторов каналов, системных администраторов, создателей видео, аудио, текстового контента, и даже из программистов и геймоделов? Как когда то не было очевидно куда уходить массово рабочим со своих заводов и что делать? И это ещё не упомянута вторая часть - автоматизация сферы услуг из реального сектора. Когда миллионы водителей, курьеров, продавцов, охранников - останутся не в удел, так как транспортом, камерами, складами, робокухнями, магазинами и дронами будет управлять искусственный интеллект. 

Что же является постинформационным производством и постинформационной ценностью? 

Понятно это то, что не умеет или плохо умеет искусственный интеллект. 

Понятно, что шедевр создать ИИ не может, но и шедевр среди людей - редкий товар. Поэтому не подходит. 

Если посмотрим на зарождающиеся сферы лайфстайлинга, развития интуиции, уже развитой сферы личностного роста, то здесь, хотя автоматизация и участвует, но не заменяет человека.

Всё это в совокупности можно определить как производство и управление поведением человека, групп и сообществ. Постинформационная составляющая здесь в том, что транслируется поведение, ориентиры, онтология, а дальше обьект или субьект сам без внешнего постоянного информационного потока совершает совокупность поведенческих действий. 

Люди собираются в сообщества, клубы, где и происходит их обучение, совместное развитие, передача моделей поведения. А бывает используется роевой принцип, когда модель поведения транслируется каждому (кто подходит для этого) в отдельности посредством определённого ресурса. А далее человек сам действует. 

Что касается лайфстайлинга, по сути это организация своей жизни так, чтобы максимально повышать свою свободу конструировать жизнь по своему желанию. 

Никого уже не удивиляет постоянная смена профессий и работы человека информационной эпохи. Также не будет удивлять и постоянная смена паттернов поведения и стиля жизни человека постинформационной эпохи. 

Ещё есть моменты, где машина не может конкурировать с человеком. Это что касается мотивации к действию и проблемы различения (подробнее про различение в видео Е. В. Гильбо). Поэтому операторы и администраторы все равно будут вмешиваться в процесс принятия решений ИИ и контролировать его. Плюс производство мотивации и её потребления.

Скорее всего ещё можно найти много ниш, которые сейчас просто не видны или мало заметны, но которые будут играть большую роль в постинформационной эпохе. И да, в постинформационной эпохе информации будет ещё больше производится и потребляться, но этим в основном будет занят ИИ и не слишком большое количество людей в процентном отношении ко всему обществу. Точно также, как в постиндустриальной эпохе производится изделий больше, чем в индустриальной, а в индустриальной производилось продовольствия больше, чем в аграрной. 

Ещё один момент, и он опять касается мотивации и управления. В постинформационной эпохе деньги в привычном нам виде перестанут существовать, превратившись скорее в рейтинги и статусы. То есть это будет постэкономическая эпоха.