Этот постмодернистский роман отличается настолько запутанным сюжетом, что это граничит с его полным отсутствием, и огромным количеством описаний.
Причем автор подробнейшим образом описывает не только живущих в доме персонажей, но и многочисленные предметы, которые этих персонажей окружают. По сути, этот многостраничный роман посвящен миру вещей.
Сегодня, как известно, в моде «расхламление», люди больше не хотят хранить вещи, передавая их из поколение в поколение, и стараются избавиться от всего лишнего и, как им кажется, на данный момент больше ненужного. Постулат «мусор — это просто вещь не на своем месте» сегодня не интересен никому, кроме замшелых коллекционеров и торговцев антиквариатом. Обладание большим количеством вещей вызывает общественное порицание и иногда даже приравнивается к психологическому расстройству. Отчасти такое отношение к вещам в 21 веке объясняется законами рынка: конвейер намеренно выпускает недолговечную, халтурно сделанную вещь, через год она благополучно ломается, и тогда счастливый обладатель либо платит за ремонт, либо несет вещь на помойку и идет в магазин — за новым холодильником, ботинками, айфоном и миксером.
Прежде вещи делались руками, на изготовление их порой уходили годы, и мастер в процессе воплощения в реальный мир разного рода предметов отдавал им немало энергии и любви. Вкладывал частичку души. Предметы, созданные мастерами высочайшего уровня, украшали дворцы монархов. Но даже самые простые вещи, например, неказистая прялка в крестьянской избе, или вышитое вручную полотенце, были полны тепла и любви, вложенной в них теми, кто их создал.
Вот описания таких вещей и заполняют страницы романа Жоржа Перека. Мы встретим здесь многословные и точнейшие описания комодов с резьбой и картин, гравюр и фотографий, ювелирных изделий и зеркал, книг и одежды. Почти с каждой (!) вещью связана определенная увлекательная история, и автор нам ее с наслаждением рассказывает, смакуя каждую деталь. Из-за этого роман напоминает красивую коробочку с инкрустацией на крышке. Которую ты открываешь — а внутри еще одна коробочка, и так до бесконечности. Попутно с историей вещей писатель рассказывает нам историю их владельцев. Именно в таком экзистенциальном порядке — сначала предмет, а потом человек, который с ним связан. И это не случайно — ведь люди и правда, не столь долговечны, как хорошо сделанные вещи. Люди уходят, а вещи, созданные талантливыми руками, продолжают жить. Часто они становятся произведениями искусства, способные рассказать много чего, во-первых, о своем создателе, а потом, спустя века, и об эпохе своего создания, о времени, когда они появились на свет.
Согласно философии Перека, если на предметы вокруг посмотреть внимательно, то можно незаметно для себя пуститься в медитативное длинное путешествие, которое очень многое способно тебе поведать о себе самом. Наш материальный мир полон предметов и вещей, но за каждой вещью, прежде чем та возникла из небытия, стояла какая-то идея. И вещи не просто прилежно служат нам, людям, не только украшают наш быт и скрашивают рутину, но и хранят в себе тень этих идей.
Читая этот роман с подробными описаниями как предметов, так и живых персонажей, словно погружаешься в мир застывшего, как засахаренный мед, времени — размеренных часов, когда каждый занят своим делом или мыслями, никто не спешит и суетится. Эта книга невольно заставляет читателя замедлиться — возможно, это как раз то, что нужно в хаосе текущего времени, когда новости появляются со скоростью тысяча в секунду, и когда мы дышим от клика до клика в лентах соцсетей. Если замедление и медитативное осознанное внимание к каждой мелочи вокруг — то, по чему Вы скучаете, то эта книга — для Вас.
Спасибо, что прочитали!