Посмотрел я тут видео о дольменах и менгирах на одном из каналов, посвященных альтернативной истории. В то время как видео снято неплохо, интересно, а описание сооружений вполне грамотно и развёрнуто, выводы, которые делают авторы, заставляют волосы подняться дыбом –древние цивилизации с гравицапами, места силы и так далее. Ну с подобными рассказами о мегалитах читатель наверняка встречался не раз. Одним из основных постулатов сторонников альтернативной истории было, кроме всего прочего, то, что якобы «молчит наука».
В процессе просмотра видео, у меня появились собственные мысли, после чего я начал читать о дольменах и менгирах, и посмел составить собственное мнение о предназначении дольменов Западной Европы. При этом, официальная наука не молчит, а однозначно относит все дольмены к категории погребальных сооружений, и на этом забывает о них – вокруг всех дольменов всё давно обкопано за тысячелетия, ничего там нет, ну и взять с них нечего, ни в плане находок, ни в плане знаний.
Сразу хочу сделать две оговорки. Первая оговорка: Приведенный ниже текст является только моим умозаключением, основанным на стандартной логике, на информации об археологических находках, связанных с дольменами, а также на знаниях о традициях и культуре современных нам людей неолитической культуры («современных» в данном контексте означает – описанных в мировых литературных источниках, от средневековья и до наших дней). Мое умозаключение не претендует на истину в последней инстанции, и скорее является размышлением о возможном.
Вторая оговорка: В моей статье речь идет о древних дольменах Западной Европы. Кавказские дольмены имеют совершенно другую конструкцию, и соответственно, другое назначение. То же относится и к корейским дольменам – они совершенно иные. Как пишет Большая российская энциклопедия «Между Д. разл. регионов есть существенные различия, что не позволяет рассматривать их как единое культурное явление.»
Итак, для чего же были нужны дольмены. В то время, как большинство кавказских дольменов действительно больше всего напоминают склепы, саркофаги и гробы, а корейские дольмены – надгробные камни, западноевропейские дольмены выглядят иначе.
В Западной Европе, как мне кажется, это были, если можно так выразиться «твердыни» полукочевых древних людей, выполнявшие одновременно несколько функций.
Первая функция – отметка постоянного места, на которое можно вернуться. Считается, что полукочевые группы людей по 15-30 человек путешествовали по округе в пределах 200-300 км в поисках пропитания. Каждую такую группу нельзя назвать племенем, но вероятно один-два десятка таких групп, могли составлять что-то вроде племени, объединенного общим тотемом. Хотя группы и кочевали отдельно, они знали друг друга, и, вероятно, как-то координировали свои перемещения, иногда встречались для общих целей.
Причина разбивки на малые группы предельно проста. Банда в 300 человек мгновенно выест и загадит всю округу, распугает животных, уничтожит природную среду, будет вынуждена сниматься со стоянки через 2-3 дня и нестройной толпой искать новое место. Кроме того, в такой огромной куче полузнакомых людей неизбежны ссоры, стычки. В качестве примера можно взять корробори австралийских аборигенов. На корробори, а именно сборища нескольких групп аборигенов для проведения религиозных ритуалов или в практических целях, собиралось от 50 до 100 человек. Длились эти сборища неделю, а если собиралась пара сотен, то уже начинались стычки, да и выедали всё съедобное вокруг очень быстро. Таким же образом, у практически современных нам якутов, например, строго-настрого запрещалось концентрировать скот, лошадей и оленей на одном месте.
В то же время, сравнительно небольшая охотничье-собирательская группа может перемещаться более мобильно, и обирать округу в месте, выбранном для стоянки, более эффективно и в течении более длительного срока.
Так вот, именно при таком полукочевом перемещении, всегда очень удобно, да и психологически весьма комфортно иметь место, куда можно вернуться. Нечто, что можно приблизительно назвать домом (хотя, конечно, древние люди в большинстве своем не имели настоящего дома, а жили на стоянках). Это и был дольмен – место, куда возвращаются. В большинстве случаев, к дольмену выходила одна группа, максимум две в одно время, и останавливались около него в течение некоторого периода.
Тут же проводились и ритуалы с жертвоприношениями, что и ведет нас ко второй функции дольменов, но это во второй части.