Найти тему
ПаркГорького

Яблоневый сад или Чёрный квадрат? Кто и как в Москве избавляется от садов и деревьев

Этот Яблоневый сад всегда был любимым местом прогулок москвичей. Аромат цветущих яблонь в городе переносил в другую реальность. Здесь назначали свидания, гуляли с детьми, прогуливались семьями. Яблони были здоровыми, цветущими и плодоносили.

Место, где сейчас находится современное Фили-Давыдково и Яблоневый сад, всегда притягивала творческую интеллигенцию. Здесь любили гулять и Багрицкий, и Ильф и Петров, и Казимир Малевич. Кстати, Малевич именно здесь написал первую версию картины «Чёрный квадрат».

Фото: Яблоневый сад у Славянского бульвара; МосквичMag
Фото: Яблоневый сад у Славянского бульвара; МосквичMag

Территория района была очень зелёной, и ощущение было двойственное: вы вроде бы и в Москве, а как - будто в деревне.

Справка:

За почти 9 лет было собрано более 11000 подписей москвичей с просьбой сохранить яблоневый сад как знаковое место столицы и как память о Великой Отечественной войне. Местные жители, муниципальные депутаты из личных средств потратили деньги на размножение подписных листов. В обращении к президенту, к мэру они просили придать яблоневому саду статус особо охраняемой природной территории, учитывая историю его посадки и уникальность этого места.

Что происходит:

Жители нескольких западных районов Москвы с 2012 года протестуют против строительства шестиполосной платной трассы — Северного дублера Кутузовского проспекта. Строительство трассы планируют закончить к концу 2021 года. Для реализации проекта собираются вырубить шесть гектаров леса и зеленых насаждений. В том числе, значимые для города объекты — парк в Кунцево и яблоневый сад на Славянском бульваре, который и вышли защищать активисты и местные жители.

Под петицией, требовавшей сохранить деревья, подписалось 11 тысяч человек. против вырубки протестовали не только жители районов Кунцево, Фили-Давыдково, Филевский парк и Дорогомилово, по территории которых пройдет трасса, но и москвичи из других районов. Но подписи были проигнорированы, и были начаты работы по вырубке.

Фото: пионеры сажают деревья; Stena
Фото: пионеры сажают деревья; Stena

История сада

История сада продолжилась в 1947 году, когда возникло движение «Украсим Родину садами». Инициаторами движения стали пионеры Чоботовской средней школы Московской области (ныне микрорайон Солнцево). В 1947 году Всесоюзный конкурс Юных садоводов-мичуринцев собрал 5 миллионов школьников, которыми было высажено 15 млн плодовых деревьев. Высадка именно плодовых деревьев должна была решить проблему дефицита витаминной продукции, создать своего рода коллективные сады в черте городской застройки. За каждым посаженным деревом школьники впоследствии ухаживали, яблони хранили тепло и заботу детских рук военного поколения…

Сад высажен, в память о Великой Отечественной войне пионерами вместе с ветеранами войны. Каждое дерево было именным, оно символически продолжало дело ветерана. Перед самим садом, в районе улицы Свиридова, проходила линия обороны Москвы.

Яблоневый сад является украшением и гордостью района. Он располагается между станциями метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы» и насчитывает не менее тысячи деревьев.

Фото: Яблоневый сад сегодня; Московская газета
Фото: Яблоневый сад сегодня; Московская газета

Почему вырубают Сад?

Северный дублер в районе Дорогомилово и в районе Фили-Давыдково - это шестиполосная дорога: три полосы в одном направлении, три в другом, разделительная полоса между ними и техническая зона по обочинам. По проекту ширина дороги порядка 26 метров. По всей видимости, при строительстве одной из полос не смогли уложиться в метраж. Не исключено, что в РЖД не позволили зайти на свою территорию, и поэтому был затронут Яблоневый сад.

По планам московских властей, 11-километровое шоссе протянется от Молодогвардейской транспортной развязки в районе одноименной улицы в Кунцево до делового центра «Москва-Сити». Оно станет продолжением платного Северного обхода подмосковного Одинцово, на данный момент упирающегося в МКАД, и должно сделать «более комфортным» въезд на платный дублер трассы М-1 «Беларусь», а также улучшить транспортную доступность районов Дорогомилово, Фили-Давыдково, Можайский, Кунцево и Филевский парк.

Фото: будущий дублёр Кутузовского проспекта; eSosedi
Фото: будущий дублёр Кутузовского проспекта; eSosedi

Более того, в рамках строительства планируется вырубить 1748 деревьев и более 2539 кустарников , украшения ЗАО, являющегося одной из важнейших зелёных зон Москвы. Это ухудшит экологию в Западном округе, исказит архитектурно-ландшафтный облик района и полностью противоречит закону Москвы «О защите зеленых насаждений».
вырубка яблоневого сада также приведёт к повышению уровня шума и загазованности (а значит, заболеваемости жителей).

Как пояснили жители Фили - Давыдково, «Такая дорога не нужна никому, кроме высокопоставленных чиновников, которые смогут без пробок добираться из центра города до своих дач», утверждают активисты.

Фото: Картина Чёрный квадрат К. Малевича; Art Musik
Фото: Картина Чёрный квадрат К. Малевича; Art Musik

Кто уничтожает яблони и берёзы?

АО Новая концессионная компания, занимается реализацией концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе Северного дублёра Кутузовского проспекта. В компании, во главе с директором Плаховым Михаилом Владимировичем, никак не комментируют уничтожение Яблоневого сада и Березовой рощи. Собственно, как и в правительстве Москвы.

Перед яблоневым садом, в районе сегодняшней улицы Свиридова, проходила линия обороны Москвы, именно здесь были остановлены фашисты в 1941 году. Поэтому очень часто на митингах можно услышать фразу: Отступать некуда: позади – Москва!

Что сейчас?

Как говорят местные жители, вырубка сада уже идёт полным ходом. Строительная техника победоносно забирает срубленные деревья. Остановит процесс нельзя. И здесь не дают никаких комментариев, разве что предлагают горячий чай протестующим.
К сожалению, результатом протестов жителей-активистов стала лишь корректировка плана, дублер сократили до 8-и полос и перенесли пункт оплаты с места, где проходила линия обороны.

Но деревья, и Яблоневый сад, похоже, спасти не удалось. И, по всей, видимости, здесь появится чёрный квадрат, но уже не Казимира Малевича.

Автор: Александра Волкова

Как дороги меняют жизнь городов и зачем они нужны? В следующем материале : мнение урбанистов, экологов, экологов и дизайнеров.