Хотел бы сегодня прояснить - во что на самом деле верят "царебожцы" - по крайней мере те, которых я знаю, понимаю и принимаю. Иногда они как-то не могут этого выразить - я им помогу.
И начать хочу с того, что как такового никакого "царебожия" не существует. Есть ярлык, который грубо и зачастую невежественно навешивают на людей, которые любят государя-мученика и справедливо полагают, что трагедия убийства царской семьи легла тяжким грузом, проклятием на судьбу русского народа. Приведу определение "царебожия", которое дается в Википедии.
"Уче́ние о царе́-искупи́теле — бытующее в части православного сообщества убеждение в особой священной роли убитого царя Николая II, сакральном значении его смерти и необходимости всенародного покаяния за это. Сторонники таких взглядов утверждают, что Николай II является царём — искупителем греха неверности своего народа. Учение имеет и эсхатологическую сторону, в частности, оно касается особой роли России, русского народа и русского царя-искупителя как «царя-победителя» в грядущих судьбах мира".
Ситуация представлена так, что "царебожники", якобы, верят в царя искупителя, в царя как жертву за народ. Если это так - то это действительно ересь, потому что Один у нас Искупитель - Иисус Христос, Господь наш. Но какова же тогда роль царя-мученика в этой всерусской трагедии? Вот в этом мы сегодня и разберемся, но прежде скажу несколько слов об истории того движения, которое сегодня называют уничижительно "царебожниками". Конечно, такие обвинительные ярлыки, основанные на полуправдах, всегда были спутником русской истории. То же самое так называемое движение "жидовствующих", о котором я многократно писал, состояло из самых патриотичных и самых исконно русских верующих. На них наклеили ярлык, оболгали и уничтожили.
А понятие о сакральной роли государя сложилось сразу же после убийства Семьи - естественно, в кругах русской иммиграции. В России церковь была взята коммунистами под полный контроль, поэтому свободная мысль здесь не рождалась, а если и рождалась, то вскоре гибла вместе с родившим ее.
А вот в зарубежье все было иначе. Я одно время был тесно связан с русской православной церковью за рубежом, и о. Павел Мейендорф - ведущий богослов РПЦЗ - являлся оппонентом на защите моей докторской диссертации. Поэтому я с давних пор близко знаком что называется с "логовом царебожников". И никакого "царебожия" я в них не заметил - а я, как профессиональный богослов, такие вещи различаю. Скажу вначале устами самих "царебожников", а потом добавлю и от себя, как от богослова-системата.
Первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Анастасий (Грибановский) в проповеди в храме-памятнике в Брюсселе в 1949 году прекрассно суммировал этот взгляд:
«Убийство оставленного всеми беззащитного русского монарха вместе с супругою и юными детьми будет всегда стоять тяжёлым укором пред совестью всего мира. <…> Настанет время, когда человечество поймёт, наконец, что наши царственные страстотерпцы и все, кто последовал по их пути, будучи умерщвлены за свидетельство Правды Божией, принесли себя в жертву очищения за грехи всего современного мира, погрязшего во лжи и неправде».
В 1956 году Архиерейский собор РПЦЗ принял решение объявить 4/17 июня днём всеобщего поста и покаяния. После панихиды в этот день предписывалось читать особую покаянную молитву, которая рассылалась по приходам. Архиерейский собор 1967 года постановил во всех богослужебных поминовениях именовать императора «убиенным Царём-мучеником». При этом в послании члены Архиерейского Собора говорили, что «полстолетия чувствуем вину нашего народа, всего в целом».
Самым провокационным во всем этом (со стороны пристрастных критиков этого движения) являются слова патриарха РПЦЗ (повторенные позднее другими в тысячах различных вариантов), что царственные мученики "принесли себя в жертву очищения за грехи всего современного мира". Это действительно очень провокационные слова, и если понимать их буквально, то речь действительно будет идти о ереси. Но в том то и дело, что слова эти являются попыткой усилить и выразить один из важнейших библейских принципов мученичества.
Современная РПЦ не почитает царскую Семью как мучеников, а потому церковное понимание роли мученичества НЕ применяется к Семье. Но не Церковь делает мученика - мучеником. В глазах Бога Живаго, пред которым они предстоят, государь, и государыня, и детки - великомученики. А теперь напомню, что в христианстве связано с мучениками. Кстати, тут я только кратко касаюсь вопроса мучеников, но предлагаю вам мою книгу "Откровение мучеников", в которой не только говорится о значении мучеников, но и дается комментарий на самую удивительную и актуальную сегодня книгу Библии - книгу Откровения. Пишите мне, чтобы заказать эту книгу.
Так вот, я здесь приведу лишь один текст, который поставит роль помазанника-мученика на то место, которое ему по праву принадлежит. Вот слова апостола Павла, сказанные им в смирении о самом себе:
"Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне." Филиппийцам 2:17-18
Жертва за жертву! Для чего-то очень-очень важного апостолу Павлу надо было умереть - и он знал это. Божий помазанник знал, что он становится жертвой за жертвой - знал, что ему выпадает великая честь сделаться мучеником во свидетельство об Иисусе Христе и обрести высшее звание и почесть - как на Земле, так и на Небе. Что же это - жертва за жертву?
Апостол Павел не умер как жертва за грех, как жертва искупительная. Только Иисус Христос - Искупитель. Апостол Павел шел на смерть как "жертва за жертву". Жертва за жертву не имеет в себе самой искупительной силы, не несет спасение от греха. Но она отражает жертву Христа, а потому и сама обретает силу. Человек, жертвующий (по примеру Спасителя) свою жизнь за ближнего, за страну - безусловно оказывает колоссальное влияние на жизнь ближнего, жизнь страны. А если человек этот - помазанник Божий - то значение его мученической смерти и ее влияния трудно переоценить.
«Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва, – сказал государь. – Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». Произнеся это, царь не взял на себя роль Иисуса Христа - такое никогда бы ему не пришло в голову. Он взял на себя причитающийся ему крест помазанника, он действительно становился жертвою: жертвою за жертву - и знал это.
Его жертва - вторична, как отражение Голгофы. Она отражает самый яркий свет Божией любви. Это тот маяк, который Бог установил в России - чтобы люди видели, куда им двигаться. "Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам." Апостол Павел умирал еще как жертва за служение веры нашей. Где оно, это служение? И если жертва за жертву, принесенная государем, не принимается за жертву, а сам государь не почитается мучеником - для такого человека маяк остается невидим. И если он ведет других людей - он ведет их на верную гибель. А увидев свет - мы идем к свету и к спасению: личному и России.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
Чтобы не пропускать новые статьи подпишитесь на мой канал "Открытая Семинария".
А также:
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик".
Смотрите интересные видео на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" и "Солёное радио" в ВК.