– Николай Максимович, сколько костюмов вы сменили за все годы выступления в «Щелкунчике»?
– У меня был один костюм, который сшили в 1995 году, его в последнее время часто выставляли в Большом театре. Обычно они вешают на этих выставках костюм Максимовой и мой.
Потом у меня был костюм, который мне шили в 1998 году. Я как раз в нем снят для телеэфира, с Капцовой. Я тогда допустил ошибку – отменил воротничок на костюме и это было ужасно, я так жалею, что я в этом костюме снят для телевидения.
Та самая запись (без воротничка):
А потом мне еще другой сшили костюм. Ведь в «Щелкунчике» должно быть два костюма, они одинаковые, но на одном серебряная оторочка, на другом золотая.
А тот костюм, который выставляют в Большом, он сшит из шерсти и там руки просто до пола вытягиваются, шерсть очень тянется. И там на рукавах уже были складки. И еще эта шерсть со временем начала плохо пахнуть, а стирать ее нельзя – краска теряется. И мне сшили точно такой же костюм.
Был такой красильщик Саша, не знаю, работает он сейчас в Большом или нет, но он фантастический был красильщик, он всегда попадал точно в тон. У нас был образец, кусочек ткани того цвета, который Вирсаладзе выбрал для Васильева, и Саша точно, как надо покрасил лайкру и мне сшили костюм из нее. Сейчас этот костюм висит в музее в Клину.
Все эти костюмы сшиты с одними размерами – в талии 66 сантиметров, и мне их никогда не перешивали. Но что самое неприятное, что лайкра отражает свет, а шерсть поглощает, и поэтому все совершенно иначе выглядит. К сожалению, это делалось уже без участия Сулико Багратовича и все выглядит по-другому. Жалко.
И говоря о «Щелкунчике», вот когда я был на спектакле в Большом, даже то, как там сегодня причесаны и загримированы артисты... я тогда пришел за кулисы и сказал: «Девочки, так нельзя. Куклы выглядят как люди, а куклы должны быть нарисованы как куклы. Вспомните. Что вы делаете?», они говорят: «Артисты так не хотят», я говорю: «Вас оштрафовать должны. Это ваша ответственность – загримировать так, как это должно быть».
У Вирсаладзе в эскизе нарисовано, что должно быть. Румянец, которы был
у меня на французской кукле, он очень сильно отличается о того, что сейчас, это же фарфоровая кукла, и мне грим делали практически белый и сверху румянец. К сожалению, то, что сегодня на сцене, – не похоже.