Найти тему

Как болеющий ребёнок удерживает родителей вместе

Я считаю подход, рассматривающий семью в качестве социальной системы современным, прогрессивным и правильным.

Семьи бывают
функциональные (+) и дисфункциональные (-).

В том случае, когда супружеская пара существует вместе исключительно из-за общего ребёнка – это пример
дисфункциональной семьи. Ребёнок здесь является СТАБИЛИЗАТОРОМ супружеских отношений.

  • Для понимания рассмотрим следующую семейную дисфункцию:

    К психологу за консультацией обратилась супружеская пара, воспитывающая девятилетнюю дочь Машу. Запрос был связан с часто возникающим у дочери бронхитом в течение последних двух лет.

ЗАЧЕМ Маша болеет? – главный вопрос с точки зрения системного подхода. Болезнь одного из членов семьи может быть симптоматическим сообщением, что семейная система функционирует деструктивно! Заболевание является условно выгодным. Надо лишь разобраться в том, для чего оно нужно конкретной семье.

В ходе беседы выяснилось, что в случае с Машей заболевание имело следующее значение:

  • У Маши оказались с матерью холодные и дистантные отношения. Она практически не видела свою маму, потому что последняя постоянно пропадала на работе. Девочке её очень не хватало. А когда Маша заболевала, то мама вынуждена была брать больничный и оставаться со своими ребёнком. Только в это время, когда Маша была прикована к постели, она наконец-то воссоединялась с мамой. Она получала то внимание, интерес и заботу, которых была лишена во время "здоровой" жизни. Бессознательно Маша считывала эту взаимосвязь, – болезнь начала ассоциироваться для неё с чем-то приятным, уютным и необходимым.
  • Также выяснилось, что родители Маши часто конфликтовали между собой. Причём делали это на глазах ребёнка. Единственный период когда они не ссорились – во время обострения бронхита Маши. Ребёнок и эту закономерность уловил.

Исходя из последней информации можно продолжить циркулярный ряд вопросов. В чём причина частых конфликтов родителей?

-2

Открылись следующие факты: у родителей Маши разные взгляды на стили воспитания ребёнка. Они никак не могут договориться о том, кто и за что будет отвечать в процессе воспитания Маши. К тому же ещё стало ясно, что отец Маши, Игорь, совершенно не пользуется в семье авторитетом. Его статус в семье низкий. Он часто пытается достучаться до своей жены Марины, обвиняя её в том, что она никогда не прислушивается к его мнению. Для Марины единственное олицетворение власти - это её отец, дедушка Маши. Игорь из-за притеснения и неуважения давно хочет с ней развестись, но боится этого делать, чтобы не травмировать больного ребёнка.

Итак, супружеские отношения нарушены вплоть до мыслей о разводе. Что удерживает эту дисфункциональную семью вместе? Правильно, ребёнок! Он является медиатором между родителями. Исключительно благодаря болезни Маши семья до сих пор не развалилась.

Я не буду здесь анализировать эту ситуацию с точки зрения психотерапии. Только скажу, что в идеале, психотерапия должна проводиться со всей семьей. Если такое невозможно, то в первую очередь с мамой Мариной, которая до сих не сепарировалась от своего отца и не может выстроить гармоничных отношений ни с мужем, ни с дочерью.

Спасибо за внимание!

Мой Инстаграм:

https://www.instagram.com/lula.psy