Среди фильмов российских режиссеров, над смыслом которых хочется думать, выделяется «Левиафан» Андрея Звягинцева.
Действие фильма разворачивается в провинциальном приморском городке. Автослесарь Сергеев с женой Лилей и сыном от первого брака Романом живут на берегу китовой бухты.
Мэр города Вадим Шевелят – полноправный хозяин побережья - совершает захват собственности Николая Сергеева, заплатив символическую сумму, на которую не купить ни квартиру, ни автомастерскую. Сергей просит о помощи армейского друга Дмитрия, который стал успешным адвокатом. Но суд выносит решение в пользу чиновника, тогда Дмитрий решает добыть на мэра компромат.
Нетрезвый чиновник оскорбляет Сергеева и его адвоката, они пишут заявление в полицию, но заявление не принимают, а задерживают Николая. Лиля старается вызволить мужа из СИЗО.
Дмитрий же предъявляет чиновнику папку с компроматом и требует выплаты для друга компенсации в 3,5 миллиона.
Лиля изменяет мужу с Дмитрием, а через несколько дней на пикнике сын Поливанова рассказывает, как дядя Дмитрий в кустах душил тетю Лилю. Это приводит к масштабной русской драке, после чего заблудшая жена отвозит любовника в гостиницу и возвращается к мужу.
Мэр при поддержке архиерея, судьи, прокурора и начальника полиции старается избавиться от компромата и избивает Дмитрия. Напуганный адвокат сбегает в столицу.
Роман требует, чтобы Лилия ушла из их семьи, хотя Николай ее простил. Она бродит по берегу, наблюдая за китом, а потом погибает при странных обстоятельствах.
Убитый горем пьяный муж обращается к батюшке: «Если я стану в храме поклоны быть, воскреснет моя жена?» И священник цитирует страждущему книгу Иова многострадального: «Пути Господни неисповедимы».
Николай попадает под арест как подозреваемый в убийстве Лили, а его дом сносят экскаватором. Николай получает срок 15 лет, а его сына воспитывают Поливановы. Торжествует грязный мэр, проучивший непокорного работягу.
А на месте дома Сергеева строят храм и Шевелят дает наставления своему сыну у коны Иисуса Христа: «Это наш Господь. Он все видит».
Почему-то фильм не дает мне покоя. Страшно бать «маленьким человеком» в мире продажных чиновников, что воспринимают людей как надоедливых насекомых, как пешек в политической борьбе, что обеспечат им победу на выборах и теплое сытое место под солнцем.
Страшно, когда проискам власти служит церковь. Архиерей, по-моему, самый гадкий тип в этом фильме.
Почему фильм назван «Левиафан»?
Левиафан – беспощадных хаос жизни, сатанинские ее проявления. От фигуры кита, выброшенной на берег веет тленом разложения…
Последнее, что видит несчастная Лиля перед смертью, случайно сорвавшись с берега, - спина морского чудовища левиафана…
Левиафан – ненависть, что испытывает к мачехе Роман.
Левиафан библейский появляется в словах из Книги Иова:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он сильно умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли ты его навсегда себе в рабы?»
Неужели автор иронизирует над героем-неудачником. Николай – в тюрьме, его мир потерпел крах. Левиафан власти безжалостно растоптал все, что было ему дорого.
Как жить дальше? Ради чего жить? Кто пойман на крючок? Есть ли будущее в таком обществе?
На меня фильм Звягинцева произвел впечатление, сравнимое с романом Достоевского. Не так много действий, а сколько подтекста, глубокого, сурового, правдивого, злободневного.
Мне хочется думать о героях фильма? А вам?
Поделитесь своими наблюдениями на канале "Фильмокнижие"