Найти тему
Просто гуляя по свету

Как я искала 3D эффект на портрете Джоконды

Лувр. Портрет Моны Лизы дель Джокондо кисти Леонардо да Винчи. Фото из личного архива автора
Лувр. Портрет Моны Лизы дель Джокондо кисти Леонардо да Винчи. Фото из личного архива автора

В предыдущих статьях я рассказывала о самых известных версиях, связанных с вопросом, который пытаются разгадать многие исследователи творчества Леонардо да Винчи: кто изображен на портрете вместо Моны Лизы (ссылку на статьи я по традиции дам в конце этого рассказа). Но этим вопросом не ограничиваются загадки, связанные со знаменитым полотном, и вот об одной из них я и собираюсь рассказать в этой статье.

Талантливые люди талантливы во всем. Я не раз еще напомню эту фразу, говоря о великом Леонардо. Сегодня речь о технике письма, открытой художником, в результате применения которой при взгляде на картину возникает эффект 3D. Суть способа заключается в том, что на полотно наносится огромное количество слоев краски, каждый из которых почти прозрачен. Именно из-за этих слоев свет по-разному отражается и преломляется на полотне в зависимости от угла отражения света и угла зрения смотрящего.

Техника называется "сфумато", что в переводе означает "исчезающий, как дым". Впервые об этой технике я прочитала в тексте одного из заданий ЕГЭ больше десяти лет назад (😂). И, несмотря на то, что по отдельности значения всех слов были понятны, но саму суть приема я не поняла абсолютно, возможно потому, что объяснялась она с позиции физического явления.🤓 Поняла одно - если смотреть на полотно с разных сторон, будет возникать ощущение, что Джоконда смотрит именно на тебя.

Мне стало интересно и я постаралась узнать побольше о сфумато. Оказалось, что да Винчи решил добиться на своих картинах отсутствия линий и переходов, ведь в реальной жизни нет мазков. Художник долго экспериментировал, прежде, чем добился нужного ему результата. Говорят, даже дым пускал в мастерской во время работы над полотнами. 😉 Так неужели на самом деле дым помог?😉

Фрагмент картины. Фото из открытых источников
Фрагмент картины. Фото из открытых источников

На самом деле да Винчи, пользуясь лупой, наносил на холст мазки краски длиной в одну сороковую (!) миллиметра. Затем на слой этих крошечных мазков наносился слой светлой, почти прозрачной краски в тон грунтовки. Слой этот был толщиной в 1-2 микрометра (для сравнения средняя толщина человеческого волоса 70-90 микрометров). И так несколько десятков слоев. Именно поэтому даже при самом ближайшем рассмотрении мы не можем заметить на портрете Моны Лизы ни одного мазка.

Я вспомнила обо всем прочитанном в Лувре, уже после того, как вышла из зала, где демонстрируется полотно. Посидев на ближайшем плюшевом диванчике и подумав, я встала и пошла обратно в зал. Там, пробравшись сквозь толпу китайских и прочих туристов, увлеченно фотографирующихся на фоне шедевра как "классическим" способом, так и в стиле "солнце на ладошке", я постояла перед Джокондой и посмотрела на нее с разных углов.

Скажу честно - на меня она не смотрела. 😂 И выражение лица у нее не менялось (я прочла еще и такую версию - про то, что улыбка Моны Лизы пропадает, если смотреть с определенного угла). Может быть углы у меня были слишком далекие, не знаю. 😉А вот почему - это уже совсем другая история, которую я расскажу в следующий раз. Подписывайтесь на мой канал, чтобы гулять по свету и разным музеям вместе со мной и не пропустить что-то интересное.

Другие статьи о знаменитом полотне да Винчи можно прочесть здесь:

Тайны старых картин. Может ли Джоконда быть мужчиной?

Тайны старых картин. Была ли Мона Лиза беременной