Всем привет! На этот раз снова есть желание окунуться в ретрокомпьютинг. Не так давно было по этому поводу несколько статей (1,2,3). Наблюдая за тенденциями на музыкальном направлении нельзя не отметить увеличение количества электронной музыки. Доступность компьютеров и программ сделала такие профессии как видеоблогер и битмейкер. Совсем небольшой стартовый капитал позволяет направить свои таланты (если есть такие) в нужное русло.
Битмейкер (дословно - производитель ритма) род занятий музыканта в котором он производит музыкальное сопровождение для последующего наложения на него голоса певца (или не совсем певца).
Ableton
Большая часть людей узнает про подробности производства музыки благодаря видеоблогингу. Музыкальные коллективы зачастую занимаются самопродвижением на YouTube или других интернет сервисах. Самое главное что они зачастую спешат о себе заявить - это собственная неординарность, а главное - искра, талант, успех и небывалая легкость, с которой каждый может всего этого добиться. Как и в любом видеоблогинге - аудитории дают то, что она хочет услышать и увидеть.
Центральным инструментом написания музыки является компьютер с программным обеспечением (чаще всего Ableton), предоставляющим грандиозные возможности по редактированию звуковых дорожек.
Если в двух словах, то музыкальная композиция это одновременное воспроизведение нескольких звуковых дорожек. Каждая из таких дорожек состоит из разделенных по времени записанных звуков (сэмплов). Задача битмейкера это подбор сэмплов, ритма и следование правилам гармонии.
За легкостью производства скрывается хотя-бы начальное музыкальное образование, или большое количество человеко-часов постижения простых истин. Не бывает новичка с искрой, все это упорный труд.
Все это уже было
Начнем с довольно глубокого "исторического" погружения. Откуда растут корни любительского производства электронной музыки? В самом конце 70-х годов для нужд набиравшей силу игровой индустрии выпускается интегральная схема AY-3-8910.
Это 3-х канальный звуковой генератор. В его составе три управляемых счетчика-делителя входного тактового сигнала для формирования сигналов прямоугольной формы (меандр) с пониженной частотой.
Меандр генерируется довольно легко, а кроме того в его спектре много составляющих, дающих свою окраску звучанию.
Также в состав микросхемы входит генератор псевдошума и генератор тона (синусоиды). Все эти генераторы могут быть подсоединены к одному из 3 каналов и сложены вместе.
Количество произведенной любительской музыки, написанной для этой микросхемы оценивается приблизительно в 30 тыс. треков. Какой бы не казалась примитивной та музыка, она гораздо более живая, чем писк PC-спикера компьютеров от IBM того времени.
Как делали битЫ?
Без начального музыкального образования никуда, поэтому сейчас совсем немного теории. У нас в наличии 3 дорожки, в которые необходимо расставить ноты, звучащие один или несколько равных квантов времени.
Ноты в музыкальной грамоте это гармоники со вполне определенными частотами:
Каждая нота (ступень) имеет свою частоту и обозначается латинской буквой C,D,E,F,G,A,H. Эти семь нот составляют одну октаву. Удивительное дело, но каждая следующая ступень в 1,1224677 раза выше предыдущей по частоте. Индекс 4 показывает, что таких октав не одна, а эта уже четвертая по счету. Ниже по частотам располагаются малая октава (индекс 3), ниже малой октавы - большая (внезапно) октава (индекс 2) и еще парочка с индексами 1 и 0. Нулевая октава (она же субконтроктава) это самая низкая по частоте ибо звуки ниже по частоте уже не воспринимаются человеком. Октавы выше имеют индексы 5, 6 и так далее. Между всеми соседними нотами имеется это самое соотношение частот 1,1224677.
Итого: C-4 это первая ступень первой октавы, она же нота "до". A-5 это нота "ля" второй октавы. Если хотим повысить высоту звука на половину тона для придания эмоциональной окраски, то ставим знак решетки (диез) между буквой и цифрой. Насколько помнится, повышенная седьмая ступень (нота "си") сразу придает мелодии арабский мотив.
Ближе к современности
Конец 80-х годов был периодом медленного вымирания большого числа несовместимых между собой компьютеров. Стремление удержаться на плаву порождало множество великолепных идей, в частности, форматов представления музыки.
"Лунная соната" Бетховена, записанная в виде дискретных отсчетов (цифр), имела объем как раз на один компакт-диск (CD чтобы было понятно). Для компьютеров того времени это было сверхроскошным объемом данных. Алгоритм декомпрессии сжатого аудио с трудом ворочался на 32-битном процессоре 80386. Как же роскошно тогда зазвучал формат представления аудио MOD для компьютера Amiga!
С этого момента можно отсчитывать историю битмейкерства. На 4 звуковых канала можно было выставлять не просто ноты-гармоники или кванты псевдошума, а предварительно оцифрованные короткие звуки (ноты) реальных инструментов со всеми их оттенками звучания. К примеру, нота С-4 могла быть записана с фортепьяно, кларнета, гитары и даже могла быть пропета голосом. Это были разные сэмплы со своими названиями. Задача битмейкера это по прежнему творить, но это уже было совершенно иначе, чем раньше.
На рисунке выше зеленым цветом на вертикальных дорожках изображены ноты, голубым цветом обозначена ссылка на сэмпл. Сэмпл это предварительно записанный квант времени звучания инструмента. Список инструментов и эффектов расположен правее. Это всем прям до безобразия напоминает процесс написания битов сегодня.
Конечно, по качеству было не превзойти симфонический оркестр, электронный синтез чувствуется. А кто посмеет сказать, что в 21 веке мы уже его не чувствуем? Не зря есть четкая грань между живым исполнением, битмейкерством и жанром электронной музыки.
Поддержите статью лайком если понравилось и подпишитесь чтобы ничего не пропускать.
Также не обойдите вниманием канал на YouTube. Подписки и лайки будут приятным ответом от аудитории.