С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения.
Дистанционное, смешанное и домашнее обучение - это модели обучения, когда на первый план выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
На сегодняшний день роль учителя-наставника, способного предложить ученику индивидуальную траекторию освоения материала выполняет репетитор. Роль наставника, который помогает раскрыть потенциал ученика и помогает выстроить образовательную траекторию на основе личных ресурсов ученика - тьютор. Англ. tutor — наставник. Это педагог, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения.
Профессия тьютора отличается от учителя или психолога, это особый тип педагогической профессии. Если базовой задачей учителя является обучение чему-либо, психолога - оказание психологической помощи, то главной задачей тьютора выступает сопровождение ребенка, подростка, молодого человека в образовательном движении, определение и раскрытие его личных ресурсов.
Этот профессионал обладает компетенциями в области педагогики и социальной психологии, индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков. Знает методы мониторинга деятельности обучающихся и организации свободного времени, а также тьюторские технологии.