Найти тему
Все будет ГУД

Земельное законодательство стремительно меняется

Интервью с руководителем Комитета по земельным отношениям, землепользованию и кадастровой деятельности РГУД, старшим партнером, директор по развитию ООО «Недвижимость. Консалтинг. Стратегии» Марией Смирновой. 

– Комитет был создан накануне пандемии. Какие задачи вы перед собой ставили и что удалось сделать в этом году?

– Земельное законодательство сейчас стремительно меняется: начиная с 2015 года была кардинально изменена вся система распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности. Возникает огромное количество вопросов в правоприменительной практике. В этом году мы начали работу над созданием платформы для обсуждения и выработки рекомендаций и типовых решений сложных ситуаций в сфере земельных отношений, которые будут интересны и полезны членам Гильдии. Эта платформа будет аккумулировать лучшие практики, касающиеся земельного законодательства (структурирование сделок, подходов к кадастрвоому учету и т. д.), типовых кейсов и исследование сложных случаев.

– А что относится к сложным ситуациям?

– Множество вопросов. Например, в прошлом году в Земельный кодекс внесли изменения, которые позволяют в упрощенном порядке формировать участки государственной собственности в зоне застройки, на которых расположены здания, строения и сооружения в частной собственности. На взгляд экспертов, эта норма должна была распространяться как на нежилые, так и на жилые здания, т. е. жители многоквартирных домов должны были получить возможность образовывать участки под жилыми домами и оформлять их в собственность без разработки проектов планировки и межевания. Это большой шаг вперед.

Но в разных регионах норму трактуют по-разному, некоторые органы государственной власти утверждают, что речь идет только о нежилых зданиях, хотя в Земельном кодексе не прописаны никакие исключения. Судебная практика по этому вопросу еще не сформировалась. На мой взгляд как юриста, там нет никакой неоднозначности и исключать из действия этой нормы многоквартирые дома неправильно.

– Как вы относитесь к эксперименту по созданию Единого информресурса о земле и недвижимости?

– Необходимость аккумулирования всех сведений об объектах недвижимости назрела достаточно давно. Сегодня сведения о лесных участках, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, земле и недвижимости хранятся в более чем десяти различных системах.

Тем не менее, нельзя не учитывать, что как органы публичной власти, так и частные субъекты при сборе информации о недвижимости регулярно сталкиваются с проблемой несоответствия либо даже противоречия данных об одном и том же объекте в различных государственных ресурсах. Например, в Едином государственном реестре недвижимости могут содержаться сведения о техническом учёте зданиий и сооружений, которые являются временными объектами (то есть не относятся к недвижимости) либо фактически не существуют. Или содержится информация о зонах охраны, которые по факту либо изменены либо отсутвуют.

Таким образом, при проведении эксперимента по созданию Единого информационного ресурса особое внимание должно быть уделено разработке и внедрению понятного и рабочего алгоритма гармонизации сведений, содержащихся в различных ресурсах.

В противном случае такой ресурс не сможет являться надежным источником сведений, что, в конечном счете, приведет к невозможности его использования.

– Весной с вашим участием был представлен справочник мер поддержки бизнеса в условиях ковидных ограничений. Как вы оцениваете государственную поддержку различных отраслей?

– Мы мониторили и анализировали меры поддержки как федерального, так и регионального уровня фактически в онлайн режиме. Надеемся, что эта работа была полезна для коллег. С точки зрения ведения бизнеса хочу отметить, что такой оперативной и системной реакции органов государственной власти федерального уровня на происходящие изменения наверное, еще не было. Стремительно изменялись нормативные акты — от законов до постановлений. Федеральные органы власти в лице министерств реагировали мнговенно, особенно по сравнению с региональными. Важно, что РФ задавала такие тренды, потому что многие регионы просто зеркалили эти меры поддержки.

Знаю, что многие компании смогли воспользоваться и зарплатными кредитами, и кредитами на развитие бизнеса — эти меры поддержки были реальными. Конечно, полностью решить все проблемы они не могли, но это лучшие, чем ничего. Вести деятельность в расчете на то, что в случае кризиса тебя поддержит государство, тоже не самая оптимальная модель.

– Работу каких регионов можно отметить особо, если говорить о поддержке бизнеса в условиях пандемии?

– Казань, Московская область, Москва.

– Каковы задачи комитет на 2021 год?

– Нам важно выстроить системную работу с членами Гильдии по вопросам земельных отношений. Для этого хотим провести на площадке Гильдии обсуждение самых острых вопросов с представителями профессионального сообщества и органов власти.