✍🏻 «В Эдгаре По есть именно одна черта,
которая отличает его решительно
от всех других писателей и составляет
резкую его особенность: это сила воображения».
(Ф.М.Достоевский)
Мой дух с рожденья в ранней мгле,
Презрел запрет лететь спеша, —
Теперь, идя по всей земле,
Куда ж идешь, моя душа?
(Эдгар Аллан По)
Эдгар По всегда осознавал собственную необычность и неординарность: «с детства я не был таким, как другие. Не видел так, как видели все». «Колумб новых областей в человеческой душе, он первый сознательно задался мыслью ввести уродство в область красоты и, с лукавством мудрого мага, создал поэзию ужаса, установил художественную, полную волнующих намеков связь между человеческой душой и неодушевленными предметами, пророчески почувствовал настроение наших дней и в подавляющих мрачностью красок картинах изобразил чудовищные - неизбежные для души - последствия механического миросозерцания» – писал лучший переводчик стихов «этого прирожденного аристократа литературы» Константин Бальмонт.
Великолепный мастер новеллы, Эдгар По создавал свои короткие шедевры по нескольким, одинаково интересным читателю жанрам: психологические новеллы («Черный кот», «Лигейя», «Овальный портрет»), научно-фантастические («Сфинкс», «История с воздушным шаром»), юмористические («Тысяча вторая сказка Шехерезады», «Очки», «Без дыхания»), самые известные и хрестоматийные – логические («Золотой жук», «Похищенное письмо», «Убийство на улице Морг»).
Сыщик Огюст Дюпен гордо возглавил отряд гениальных детективов – мисс Марпл, Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс и Эраст Фандорин лишь продолжили развитие эпохи литературы криминального жанра.
Рассказы сделали автора всемирно известным, но именно Эдгар По явил миру чистое поэтическое творчество, наиболее полно выразив и свой характер, и свои жизненные устремления, надежды и тревоги. Трудно поверить, но в поэтическом багаже По всего около сорока стихотворений – их немного, но все они по достоинству оценены и (что совсем немаловажно) имеют замечательные переводы. Стихи «безумного Эдгара» вдохновляли и находили отражение в творчестве Блока, Бальмонта, Брюсова, Анненского, Мережковского, многих русских и европейских символистов.
Визитная карточка Эдгара По – романтическое стихотворение «Ворон», наверное, главная вершина его поэтического творчества. Когда в 1844 году автор принес рукопись в журнал Graham's Magazine, стихотворение не стали даже читать, подав опустившемуся от пьянства По пятнадцать долларов «на бедность». Через год творение приняли к публикации в American Review, и вскоре «Ворон» обрел мировую славу:
Ворон же сидел на бюсте,
словно этим словом грусти
Душу всю свою излил он
навсегда в ночной простор.
Он сидел, свой клюв сомкнувши,
ни пером не шелохнувши,
И шепнул я вдруг вздохнувши:
«Как друзья с недавних пор,
Завтра он меня покинет,
как надежды с этих пор».
Каркнул Ворон: «Nevermore»!
Обрушившаяся популярность не принесла автору никакого дохода, но, видимо, такова участь почти всех талантливых людей: «Денег у меня не прибавилось. Сейчас я не богаче, чем был в самые скудные времена, — разве что надеждами, но их в оборот не пустишь».
Математическая скрупулезность, рациональность в выстраивании сюжетов, просчет эффекта от своих произведений являлись не менее важной составляющей творчества представителя американского романтизма. А вот свою трагическую судьбу Эдгару Аллану По выстроить не удалось, несмотря на множество попыток… Но это уже совсем другая история.
📖 Из книг Эдгара Аллана По:
✍🏻 Нет одиночества страшнее, чем одиночество в толпе...
✍🏻 Те, кто видит сны наяву в ясный день, всегда идут гораздо дальше тех, кто видит сны только засыпая по ночам.
✍🏻 По-настоящему человек счастлив: он всё время живёт ожиданием счастья, которое вот-вот наступит.
✍🏻 Невежество — это счастье, но для полноты счастья оно должно быть таким глубоким, чтобы не подозревать о себе самом.
✍🏻 О, счастье заключается не в познании, а в приобретении знания! В вечном познании — вечное блаженство; но знать все — адская мука.
✍🏻 Истина не всегда обитает на дне колодца. В насущных вопросах она, по-моему, скорее лежит на поверхности. Мы ищем ее на дне ущелий, а она поджидает нас на горных вершинах.
***
Есть много близких меж собой явлений,
Двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь — двойственность таких соединений,
Как вещь и тень, материя и свет.
***
Я счастлив был — в мечтах! — Люблю я слово
«Мечта»! В ее стоцветной ворожбе,
Как в мутной, зыбкой, призрачной борьбе
С реальностью видений, той, что вещий
Бред создает, — прекраснейшие вещи
Любви и рая есть, что мне сродни,
Но чем не дарят юношества дни!
***
Минута истинного счастья,
Что знала падшая душа,
Прозренье гордости и власти,
Уже прошла.
Сказал о власти я? Неужто
О ней я чаял? Да! Увы,
Виденья юности минувшей,
Ушли и вы.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!