Найти тему
Свет к свету

Как исторически менялось отношение к детям

Оглавление

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Сегодня немыслимой кажется идея бросить ребенка, отказать ему в помощи. Педагоги школы, воспитатели детсада, организаторы кружков не имеют права наказывать ребенка физически, унижать, заставлять его страдать. Это кажется нам совершенно естественным и непоколебимым, но так было не всегда. А каким было отношение к детям и как оно исторически изменялось, об этом и пойдет разговор.

На самых ранних этапах развития человеческого общества в уходе за детьми принимала участие вся первобытная община. Отцовство определить было практически невозможно, поскольку семьи в современном понимании еще не существовало. Родство определялось по матери.

Фото взято из открытого источника в интернете. https://diletant.media/upload/resize_cache/iblock/445/1120_600_1/445f3b542bbff91492d9178a1507f13f.jpg
Фото взято из открытого источника в интернете. https://diletant.media/upload/resize_cache/iblock/445/1120_600_1/445f3b542bbff91492d9178a1507f13f.jpg

В период первобытного общества отношение к детям не было однородным. С одной стороны, матери любили, жалели и берегли своих детей. С другой стороны, жизнь в условиях голода, холода, опасности создавала дефицит средств к существованию. Это ставило жесткие требования к выживанию сильнейших.

Дети должны были там быстро взрослеть и практически наравне включаться в труд взрослых. Отсюда был широко распространен обычай не давать возможности выживания младенцам с психофизическими неполноценностями. Как известно, их сразу убивали.

Жизнь обычного племени. Фото взято из открытого источника в интернете. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cad/00111024-d6955b51/img11.jpg
Жизнь обычного племени. Фото взято из открытого источника в интернете. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cad/00111024-d6955b51/img11.jpg

Однако известно, что оседлый образ жизни первобытных людей создавал более надежные условия для выживания, чем у кочевых племен. Поэтому вероятность инфантицида у оседлых племен была примерно в 7 раз ниже.

В античности детоубийство было также широко распространено. В древней Спарте, например, решение об оставлении младенца отцу принимали старейшины. Только после этого ребенок становился полноправной собственностью родителей. Благодаря такому искусственному отбору население отличалось крепчайшим здоровьем.

Борьба спартанских подростков. Фото взято из открытых источников интернета. https://1gr.tv/wp-content/uploads/2020/10/2e231-88.jpg
Борьба спартанских подростков. Фото взято из открытых источников интернета. https://1gr.tv/wp-content/uploads/2020/10/2e231-88.jpg

В Древней Греции и других странах применялись многие способы умерщвления младенцев, но убийством человека это не считалось вплоть до IV века нашей эры. Именно в 374 г. нашей эры по закону умерщвление ребенка стало приравниваться к убийству человека.

Везонский собор 442 года нашей эры постановил заявлять в церкви о случаях и месте нахождения брошенного ребенка. В 787 г. в Милане впервые был открыт приют для брошенных детей. Однако ценностью детство не являлось. Ребенок продолжал рассматриваться зачастую как обуза, от которой иногда старались избавиться.

Древнеримская фреска. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/c8/9f/dc/c89fdc10f3e18929fff962e3cb41c62d.jpg
Древнеримская фреска. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/c8/9f/dc/c89fdc10f3e18929fff962e3cb41c62d.jpg

В период средневековья ценности детства также не было сформировано. Напротив, ребенок воспринимался не как самостоятельная основа будущей взрослой жизни, а как некая единица, лишенная разума. Его следовало часто и строго наказывать, чтобы научить уму-разуму. Физические наказания были повсеместно распространены.

Физические наказания в средневековой школе. Фото взято из открытого источника в интернете.https://i.pinimg.com/originals/0f/63/86/0f63863c5b62b7ca76e7b3905616de29.jpg
Физические наказания в средневековой школе. Фото взято из открытого источника в интернете.https://i.pinimg.com/originals/0f/63/86/0f63863c5b62b7ca76e7b3905616de29.jpg

Именно побои считались в средневековье лучшим способом воспитания детей. Такие наказания сразу давали быстрый и хорошо видимый результат, надолго сохранялись в памяти ребенка как устрашение и инструмент подавления его личности.

Вместе с тем проблема высокой рождаемости детей совмещалась с проблемой очень высокой их смертности. В XVII-XVIII веках семьи были весьма многодетными, но до 20-ти лет доживали, как правило, меньше половины рожденных. Родители не могли сформировать должную привязанность к детям, так как они всегда должны были быть готовы к их уходу из жизни. Поскольку такое случалось часто, чтобы не так сильно страдать, в качестве психологической защиты взрослые выбирали модель холодного отношения к детям.

Мальчик-паж. Фото взято из открытого источника в интернете. https://vsdn.ru/images/data/mus/70623_big_1373529756.jpg
Мальчик-паж. Фото взято из открытого источника в интернете. https://vsdn.ru/images/data/mus/70623_big_1373529756.jpg

В семьях раннефеодальной знати существовала традиция отдавать подросшего ребенка на последующее воспитание в другую подобную знатную семью. Мальчики получали там навыки пажа, при взрослении юноши становились оруженосцами, девочки учились исполнять обязанности фрейлин. Менее знатные родители отдавали детей в монастыри в качестве послушниц, писарей.

В российской патриархальной семье отношения строились строго иерархически по старшинству. Главную роль в семье любого сословия играл отец. Дети всегда имели подчиненное положение, не могли жаловаться на родителей. Методы воспитания продолжали оставаться очень жестокими. В школах также обычным явлением были наказания розгами. В петровскую и послепетровскую эпоху это положение не изменилось и даже впоследствии изменялось крайне медленно.

Художник Н.Богданов-Бельский. Чаепитие. Фото вхято из открытого источника в интернете. http://zabavnik.club/wp-content/uploads/Kartinki_pro_chaepitie_44_29173533-1024x531.jpg
Художник Н.Богданов-Бельский. Чаепитие. Фото вхято из открытого источника в интернете. http://zabavnik.club/wp-content/uploads/Kartinki_pro_chaepitie_44_29173533-1024x531.jpg

Огромную роль в изменении отношения к детству сыграло появление книги Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании". Благодаря ей в сознание людей общества стали входить идеи ценности ребенка, постановки его проблем в приоритет. Это понимание противопоставлялось безразличию к ребенку, царившему вокруг. В то же время трудности воспитания, невозможность поддержания веры в ребенка подталкивали общественное мнение даже до уровня враждебности к детям.

Книга Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании". Фото взято из открытого источника в интернете.https://scfh.ru/files/medialibrary/53e/53ea992a7abbc211189e9b7aabe4ec4f.jpg
Книга Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании". Фото взято из открытого источника в интернете.https://scfh.ru/files/medialibrary/53e/53ea992a7abbc211189e9b7aabe4ec4f.jpg

В работе "Психоистория" Л. Демоз выделил несколько стадий в изменении отношения общества к ребенку:

-стадия детоубийства (до IV в. нашей эры) - осуществлялась при рождении детей с патологиями, а также при невозможности прокормить потомство;

-стадия "оставления" ребенка, дистанцирования от него ( IV - XIII века) - использование кормилиц для грудного вскармливания детей, атмосфера в семье холодная, мнение о ребенке как вместилище зла, продолжение воспитания вне семьи;

-стадия "насильного формирования" личности ребенка (XIV-XVII века): с одной стороны, его пытаются окружить вниманием, с другой - практически не считают человеком, не верят, что он может иметь самостоятельное мнение, поэтому прививают необходимые идеи и навыки насильно. При сопротивлении ребенка строго наказывают;

-стадия навязчивого контроля (XVIII век): появляются начатки эмоциональной близости детей и родителей, но волю, поведение и даже внутренний мир ребенка принято жестко контролировать, ребенок не имеет права быть собой;

-социализирующая стадия (XIX-нач.ХХ века) - главной идеей отношения к детству становится подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, поэтому на первый план выходит система обучающих упражнений и тренировок в должном поведении;

-стадия помощи (с сер. XX века): здесь главными задачами выступают эмоциональное сближение с ребенком, понимание его сущностных потребностей, ценности детства и оказание помощи в развитии индивидуальности.

Теплые отношения св семье - залог здоровья и благополучия. Фото взято из открытого источника в интернете. https://fb.ru/media/i/6/8/9/4/7/8/i/689478.jpg
Теплые отношения св семье - залог здоровья и благополучия. Фото взято из открытого источника в интернете. https://fb.ru/media/i/6/8/9/4/7/8/i/689478.jpg

Нельзя утверждать, что перечисленные стадии появлялись и исчезали строго хронологически. Иногда они подолгу сосуществовали, как бы переливаясь одна в другую. Но самое главное - что теперь человечество видит ценность детства и не использует негуманные методы воспитания! Значит, общество осуществляет прогресс!

Если же кто-то из взрослых до сих пор уверен, что детей надо унижать и бить - значит, этот взрослый мировоззренчески застрял в средневековье!

Дорогие читатели! Напишите, как вы считаете?