Приветствую вас, мои дорогие читатели! Сегодня немыслимой кажется идея бросить ребенка, отказать ему в помощи. Педагоги школы, воспитатели детсада, организаторы кружков не имеют права наказывать ребенка физически, унижать, заставлять его страдать. Это кажется нам совершенно естественным и непоколебимым, но так было не всегда. А каким было отношение к детям и как оно исторически изменялось, об этом и пойдет разговор.
На самых ранних этапах развития человеческого общества в уходе за детьми принимала участие вся первобытная община. Отцовство определить было практически невозможно, поскольку семьи в современном понимании еще не существовало. Родство определялось по матери.
В период первобытного общества отношение к детям не было однородным. С одной стороны, матери любили, жалели и берегли своих детей. С другой стороны, жизнь в условиях голода, холода, опасности создавала дефицит средств к существованию. Это ставило жесткие требования к выживанию сильнейших.
Дети должны были там быстро взрослеть и практически наравне включаться в труд взрослых. Отсюда был широко распространен обычай не давать возможности выживания младенцам с психофизическими неполноценностями. Как известно, их сразу убивали.
Однако известно, что оседлый образ жизни первобытных людей создавал более надежные условия для выживания, чем у кочевых племен. Поэтому вероятность инфантицида у оседлых племен была примерно в 7 раз ниже.
В античности детоубийство было также широко распространено. В древней Спарте, например, решение об оставлении младенца отцу принимали старейшины. Только после этого ребенок становился полноправной собственностью родителей. Благодаря такому искусственному отбору население отличалось крепчайшим здоровьем.
В Древней Греции и других странах применялись многие способы умерщвления младенцев, но убийством человека это не считалось вплоть до IV века нашей эры. Именно в 374 г. нашей эры по закону умерщвление ребенка стало приравниваться к убийству человека.
Везонский собор 442 года нашей эры постановил заявлять в церкви о случаях и месте нахождения брошенного ребенка. В 787 г. в Милане впервые был открыт приют для брошенных детей. Однако ценностью детство не являлось. Ребенок продолжал рассматриваться зачастую как обуза, от которой иногда старались избавиться.
В период средневековья ценности детства также не было сформировано. Напротив, ребенок воспринимался не как самостоятельная основа будущей взрослой жизни, а как некая единица, лишенная разума. Его следовало часто и строго наказывать, чтобы научить уму-разуму. Физические наказания были повсеместно распространены.
Именно побои считались в средневековье лучшим способом воспитания детей. Такие наказания сразу давали быстрый и хорошо видимый результат, надолго сохранялись в памяти ребенка как устрашение и инструмент подавления его личности.
Вместе с тем проблема высокой рождаемости детей совмещалась с проблемой очень высокой их смертности. В XVII-XVIII веках семьи были весьма многодетными, но до 20-ти лет доживали, как правило, меньше половины рожденных. Родители не могли сформировать должную привязанность к детям, так как они всегда должны были быть готовы к их уходу из жизни. Поскольку такое случалось часто, чтобы не так сильно страдать, в качестве психологической защиты взрослые выбирали модель холодного отношения к детям.
В семьях раннефеодальной знати существовала традиция отдавать подросшего ребенка на последующее воспитание в другую подобную знатную семью. Мальчики получали там навыки пажа, при взрослении юноши становились оруженосцами, девочки учились исполнять обязанности фрейлин. Менее знатные родители отдавали детей в монастыри в качестве послушниц, писарей.
В российской патриархальной семье отношения строились строго иерархически по старшинству. Главную роль в семье любого сословия играл отец. Дети всегда имели подчиненное положение, не могли жаловаться на родителей. Методы воспитания продолжали оставаться очень жестокими. В школах также обычным явлением были наказания розгами. В петровскую и послепетровскую эпоху это положение не изменилось и даже впоследствии изменялось крайне медленно.
Огромную роль в изменении отношения к детству сыграло появление книги Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании". Благодаря ей в сознание людей общества стали входить идеи ценности ребенка, постановки его проблем в приоритет. Это понимание противопоставлялось безразличию к ребенку, царившему вокруг. В то же время трудности воспитания, невозможность поддержания веры в ребенка подталкивали общественное мнение даже до уровня враждебности к детям.
В работе "Психоистория" Л. Демоз выделил несколько стадий в изменении отношения общества к ребенку:
-стадия детоубийства (до IV в. нашей эры) - осуществлялась при рождении детей с патологиями, а также при невозможности прокормить потомство;
-стадия "оставления" ребенка, дистанцирования от него ( IV - XIII века) - использование кормилиц для грудного вскармливания детей, атмосфера в семье холодная, мнение о ребенке как вместилище зла, продолжение воспитания вне семьи;
-стадия "насильного формирования" личности ребенка (XIV-XVII века): с одной стороны, его пытаются окружить вниманием, с другой - практически не считают человеком, не верят, что он может иметь самостоятельное мнение, поэтому прививают необходимые идеи и навыки насильно. При сопротивлении ребенка строго наказывают;
-стадия навязчивого контроля (XVIII век): появляются начатки эмоциональной близости детей и родителей, но волю, поведение и даже внутренний мир ребенка принято жестко контролировать, ребенок не имеет права быть собой;
-социализирующая стадия (XIX-нач.ХХ века) - главной идеей отношения к детству становится подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, поэтому на первый план выходит система обучающих упражнений и тренировок в должном поведении;
-стадия помощи (с сер. XX века): здесь главными задачами выступают эмоциональное сближение с ребенком, понимание его сущностных потребностей, ценности детства и оказание помощи в развитии индивидуальности.
Нельзя утверждать, что перечисленные стадии появлялись и исчезали строго хронологически. Иногда они подолгу сосуществовали, как бы переливаясь одна в другую. Но самое главное - что теперь человечество видит ценность детства и не использует негуманные методы воспитания! Значит, общество осуществляет прогресс!