Сегодня, пожалуй, каждый образованный человек (или стремящийся таковым стать или прослыть) хочет знать английский язык. Английский учат в школе, на курсах, самостоятельно. Учителя дают разные советы, как лучше его учить. Появляются новомодные методики (которые зачастую являются вовсе не методиками, а просто абсурдным изобретением какого-то педагога, типа «А давайте-ка попробуем так!)
Встречаются и довольно дельные рекомендации, но я сейчас не буду их обсуждать. В этой статье я хочу поговорить о другом.
Как вы думаете, что нужно для успешного освоения любого иностранного языка, в частности, английского?
Правильно, память. Конечно, нужно и аналитическое мышление, чтобы понять грамматику, и фонетический слух, чтобы уловить интонацию и научиться правильно произносить непривычные нам звуки. Это, безусловно, все очень важно. Но без хорошей памяти вы на пару лет застрянете на уровне Elementary. Я это знаю по своему опыту, поскольку имела удовольствие работать со взрослыми учениками, которые сами признавали, что память у них никудышняя.
Но взрослые – это отдельная история. Их мозг уже не так гибок, им тяжело осваивать новое да им просто некогда заняться тренировкой своей памяти. Грустно, но им часто и в голову не приходит, что тренировка памяти – это не потеря времени, а инвестиция в экономию времени в будущем. Ведь если сейчас на то, чтобы запомнить определенное количество новых слов и фраз, им нужно потратить, скажем неделю (выполнение лексических заданий, чтение текста множество раз, прослушивание и т.п.), то с натренированной памятью это время можно сократить в несколько раз.
Но оставим взрослых в покое, меня сейчас больше волнуют дети. Дети никуда не спешат, им не нужно, как взрослым, осваивать английский за 2 месяца, поэтому они могут потратить время на тренировку памяти, чтобы потом получать удовольствие от изучения английского и, если понадобится, любого другого иностранного языка.
Говоря о памяти, я имею в виду память зрительную и слуховую. К сожалению, учителя английского языка, занимающиеся с детьми часто забывают о важности развития памяти. Точнее, не то чтобы забывают, просто не считают нужным уделять развитию памяти должного внимания. Мол, я учитель английского, а не педагог развивающего обучения. Мое дело сказать учить английскому? А откуда берутся взрослые с плохой памятью? Правильно, они вырастают из детей с плохой памятью.
Не раз наблюдала в школе такую картину во время диктанта по русскому языку: учитель диктует простейшее предложение из четырех слов, но дети не могут его запомнить, и учитель диктует по словам. Если дети не в состоянии запомнить фразу или несколько слова на родном языке, то как они будут запоминать новые английские слова?
Английский язык признан самым многословным языком в мире. Да, да, именно английский, а не наш великий и могучий русский, как нас пытались убедить классики русской литературы. На сегодняшний день английский язык включает миллион слов. Конечно, далеко не все они используются в повседневной жизни, но образованный взрослый носитель английского языка владеет около 25 тысячью слов (пусть даже и частью из этого количества в пассиве). А если прибавить к этому фразеологизмы (устойчивые выражения), многозначные слова, слэнг и тому подобное, то просто произойдет взрыв мозга. А еще каждый год в английский язык врываются сотни новых слов, связанных с развитием технологий.
Именно многословность английского языка делает его освоение далеко не легким. Поэтому мы просто обязаны облегчить жизнь нашим детям и подготовить их память к такому объему новой информации. К тому же натренированная память поможет ребенку в освоении любого школьного предмета, а в последствии – любой науки.
Но поскольку мы все-таки говорим еще и об изучении английского языка, то давайте тренировать память, изучая английский. Так сказать, двух зайцев одним ударом.
Предлагаемые ниже игры это лишь примеры того, как можно совместить развитие памяти с изучением английского. Такие же задания можно применять и при изучении любого предмета. Например, так же можно тренировать память, изучая географию, историю, т.е. любой предмет, где требуется больше запомнить, чем понять.
Я описываю задания для индивидуальных занятий, т.е. так, как вы можете заниматься со своим ребенком. Но эти же задания с небольшой адаптацией могут применять и учителя при работе в группах. (Например, раскладывать карточки не на столе, а помещать их на доску).
Задание 1.
Вам понадобятся: карточки с новыми английскими словами. Их можно распечатать или просто написать фломастером крупными буквами. (Написанные крупными буквами слова ребенку легче читать и запоминаются они проще.) На одной карточке должно быть написано одно слово. В идеале по возможности сопроводить слова картинками, чтобы ребенок не просто запоминал графический и фонетический образ непонятного ему слова, а сразу ассоциировал его с определенным понятием.
Разложите карточки на столе. Проговорите их три-четыре раза вместе с ребенком. Для детей 6-7 лет рекомендую начинать не более чем с 3х слов. Постепенно количество новых слов можно будет нарастить до 10.
Скажите ребенку, что у него есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить эти слова. Через 10 секунд уберите со стола карточки и попросите ребенка записать увиденные слова. Если ребенок еще не умеет писать, то можно смешать эти карточки с другими и попросить ребенка найти те карточки, которые были разложены на столе.
Если ребенок ошибся в написании слов, покажите слова снова. Пусть ребенок сам найдет и исправит ошибку.
Задание 2.
Это задание подходит для детей, которые уже могут читать хотя бы коротенькие тексты.
Возьмите текст из учебника, в котором есть новые для ребенка слова. Подчеркните эти слова. Пусть ребенок прочитает текст и выполнит задания, которые к нему прилагаются в учебнике. Теперь распечатайте этот текст, замазав или стерев слова, которые ребенку нужно запомнить. Ребенок должен по памяти заполнить пропуски правильными словами. Затем пускай ребенок сам проверит себя, сравнив свой вариант с оригиналом текста. Если сделал ошибку, пусть сам ее исправит.
Кстати, самопроверка эти шикарный инструмент тренировки внимания, которое тоже в жизни очень пригодится.
Задание 3. What's missing?
Начинаем, как в Задании 1. Но теперь, после того, как ребенок посмотрел на лежащие на столе слова в течение 10 секунд, дайте команду закрыть глаза «Close your eyes!» и уберите любое слово. Затем дайте команду открыть глаза «Open your eyes!» Ребенок должен назвать по0английски слово, которое исчезло со стола.
По мере того, как вы будете выкладывать на стол все больше и больше карточек, можно также увеличивать и число карточек, которые вы убираете.
Задание 4. What's extra?
Похоже на Задание 3 с той разницей, что теперь мы не убираем карточку, а добавляем. Постепенно количество добавляемых карточек можно увеличивать до 5 штук.
Задание 5. Игра «Запоминайка».
Здесь вы должны будете играть вместе с ребенком.
Традиционная игра-запоминайка, для котрой вам понадобятся 10 карточек, на которых написаны английские слова, и 10 карточек с картинками для этих слов. Если картинки подобрать сложно, можно их заменить русским переводом. Разложите карточки на столе лицом вниз (слева - картинки, справа - слова). Первый игрок переворачивает по одной карточке с каждой стороны. Если перевернута пару «английское слово – картинка к нему (или его перевод)», игрок оставляет эту пару себе и ходит снова. Если пара не получилась, карточки переворачиваются, а ход переходит к другому игроку. При этом оба игрока стараются запомнить, где какие карточки лежат.
Побеждает тот, у кого на руках оказалось больше пар карточек.
Не забудьте в конце игры попросить ребенка назвать по-английски все слова, участвующие в игре.
Постепенно в игре могут принимать все больше и больше карточек.
Задание 6.
Вам понадобятся: два комплекта карточек с английскими словами. Один комплект оставляете себе, а второй кладете где-то в другом конце комнаты.
Вытащите из своего комплекта 3 карточки и назовите их ребенку. Ребенок должен запомнить эти слова, пойти ко второму набору, найти там эти слова и принести вам. Затем назовите следующие три слова. И так далее. Если вы видите, что ребенок с легкостью запоминает три слова, увеличивайте количество слов, которые нужно запомнить за один раз
Внимание! Слова нужно именно называть, е не показывать ребенку, поскольку в этом задании мы тренируем слуховую память.
Примечание. Почему мы размещаем второй комплект карточек в другом конце комнаты? Потому, что пока ребенок дойдет до него, английские слова могут "выветриться" из головы. А это значит, что ребенок должен сделать больше умственных усилий, чтобы эти слова запомнить.
Выполняйте эти задания с ребенком регулярно с разными словами, и вы увидите, как улучшается его память, и насколько простым становится запоминание новых слов.
А чтобы обучение было комплексным, рекомендую замечательные книги для пополнения словарного запаса и развития устной речи:
Живые фразы английского языка. Уровень 1. Юлия Иванова.
Живые слова английского языка. Уровень 1. Юлия Иванова.