Кратко об данной артиллерии. "Машина вышла впечатляющей! Ни до, ни после мир не видел столь гигантских пушек. Масса ДОРЫ достигала почти 1350 тонн, в длину орудие вытянулось на 42 метра (только длина составляла 32 метра!), а высотой оно было примерно с 5-этажный дом. Пушку кормили 5-и 7-тонными снарядами. Эффективная дальность стрельбы находилось на уровне 40 километров, а максимально приближалась к 50 километрам".
Перейдем к созданию:
Идеи о гигантском орудии появились у командывания немецкой армии ещё в 1934 году. Спустя 2 года Адольф Гитлер распорядился спроектировать сверхмощное орудии, способное разнести все укрепления противника в пух и прах
Разработкой уникального орудия занялась группа конструкторов одного их крупнейших промышленных предприятий Германии- Krupp. За год специалисты Krupp справились с задачей и закончили проектирование пушек калибром 700, 800, 850 и 1000 миллиметров. С учётом плюсов и минусов каждого решения Гитлер отдал предпочтение 80-сантиметровому варианту. Тестовая модель была готова уже в 1939 году, а ещё спустя год можно было приступить к испытаниям на полигоне. Встречайте "Дору".
Почему "Дора"? С названиями возникла путаница. Дело в том, что заводы Krupp успели выпустить два гигантских орудия с идентичными характеристиками- "Толстого Густава" и "Дору". Названия давались по традиции, согласно которой тяжёлые пушки получали наименование в честь членов семьи Крупп и главных конструкторов. Так вот Густав был одним из руководителей Krupp, а Дорой звали жену Эриха Мюллера. В процессе изготовления появилось и орудие поменьше, известное как "Длинный Густав", но о его судьбе доподлинно ничего не известно.
Согласно зарубежной историографии изначально и официально "Дора" называлась "Толстым Густавом", а "Дорой" его почему-то прозвал гарнизон, в ведение которого попала пушка. Истинная же "Дора" не сделала ни одного выстрела. Советские и российские историки предпочитают называть орудие, о котором идёт речь в нашем материале, именно "Дорой", а "Толстым Густавом" обозвали её близнеца, который не принимал участия в боях. Чтобы избежать путаницы в названиях, мы все же будем называть "Дорой".
Машина вышла впечатляющей! Ни до, ни после мир не видел столь гигантских пушек. Масса ДОРЫ достигала почти 1350 тонн, в длину орудие вытянулось на 42 метра (только длина составляла 32 метра!), а высотой оно было примерно с 5-этажный дом. Пушку кормили 5-и 7-тонными снарядами. Эффективная дальность стрельбы находилось на уровне 40 километров, а максимально приближалась к 50 километрам.
На месте дислокации такая махина могла передвигаться только по сдвоеным железнодорожным путям на восьми тележках с пятью осями. Однако для этого "Дору" сначала надо было доставить и собрать, что требовало пяти поездов с сотней вагонов! Примерно половину составов занимали 500 человек обслуживающего персонала, а более полусотни вагонов перевозили части орудия.
На сборку "Доры" ушли полтора месяца и усилия почти пяти тысяч человек! К железнодорожной станции Бахчисарай неподалеку от Севастополя эшелоны пришли в обстановке строжайшей секретности. Маршрут следования составов с "Дорой" тщательно патрулировали истребители люфтваффе, поезда сопровождал отряд дымомаскировки, две охранные роты и взвод овчарок. Место дислокации охраняли две зенитные батареи.
Появление мифов и слухов способствовало само орудие. При всех своих впечатляющих характеристиках "Дора" оказалась удивительно бесполезной. Подготовка каждого выстрела занимала около часа, и в благоприятные дни вермахта дни оружие было способно выпускать по 14 снарядов в сутки. За почти две недели боевого применения пушка выстрелила 48 раз по семи целям. Лишь 10 снарядов легли в пределах 60 метров от целей, многие же мазали 500-700 метров.
Документально подтверждённых сведений об ущербе, который "Дора" нанесла Севастополю, крайне мало. Пушка поразила спрятанные на глубине 27 метров склад боеприпасов. Кроме того. она помогла уничтожить несколько береговых укреплений. Однако в целом эффективность орудия по сравнению с куда более мобильной и классической артиллерией, превратившей город в руины, была поразительно низко.