Сегодня я предлагаю продолжить разговор о смыслах серебряного возраста, начатый в статье «Тренды модной старости».
Как правило, люди, достигшие пенсии либо продолжают трудиться, оставаясь на прежней работе, либо начинают заниматься воспитанием внуков. Передача опыта и занятость - два привычных вектора организации пенсионной жизни. Два основных смысла. По крайней мере, у нас в России. К этому можно добавить дачу (у кого она есть), телевизор с просмотром бесконечных сериалов и скандальных шоу и, конечно, череду бытовых дел. Ну, вот, пожалуй все… Для кого-то вполне достаточно, и Слава Богу! Но не смахивает ли это на какой-то отстаточный принцип сценария под названием «Доживем как-нибудь»? Типа, а, что еще осталось?!
Сейчас многие новоявленные пенсионеры хотят ощущать себя в строю как можно дольше. Они активны, с достаточным запасом жизненной энергии, но без понятной для себя перспективы на ближайшие 10-летие.
Радует, что в нынешних реалиях выбор silver age более разнообразный, чем раньше. Сегодня начинает формироваться новое отношение к старости, как к мощному долгосрочному тренду развития. К дару, которым нужно научиться пользоваться. Можно задавать новые траектории своего зрелого возраста. И одно из главных направлений - постоянное обучение!
Обучаться на пенсии?! Чему и зачем?
Возраст-хронологический конструктор - и он живет в голове! Со своими ограничениями, установками, «возрастными картами»: чем можно, а чем нельзя заниматься… стыдно, осудят, не поймут. При этом, себя ограничивая, мы ограничиваем возможности своего мозга.
Недавние эксперименты корейских ученых доказали прямую зависимость между восприятием возраста и состоянием мозга: чем старше себя ощущаем - тем быстрее стареет мозг.
С чего начать? Конечно, с мозга!
Татьяна Черниговская, известный ученый -нейролингвист и активный популяризатор достижений современной науки утверждает, что мозг необходимо постоянно обучать! В любом возрасте! Ежедневная «мозговая» тренировка – это профилактика многих возрастных заболеваний (болезнь Альцгеймера, деменция, др.) и возможность вести более интересную жизнь! Благодаря полученным знаниям можно найти дело по душе, освоить новую профессию, т.е. обрести благоприятные, вдохновляющие перспективы.
Мозг НЕ умеет НЕ учиться.Но без нашего осмысленного «присмотра» он может легко «засориться » бесполезной вредной ненужной информацией. Всё, что в мозг попало, там остается навсегда. Поэтому важно осознавать, чем мы его «кормим».
Мозг любит трудные задачи.От простых он «закисает». Сложные книги, классическая музыка, «непонятное» авторское кино, лекции на любопытные актуальные темы плюс общение с интересными позитивными, увлеченными людьми, плюс…
Отличными тренажерами для мозга также являются музыка и языки. Все знают, что мозг состоит из нейронов. Музыка, воздействуя на нейронные связи, приучает мозг отличать тончайшие нюансы мелодий, что помогает отодвинуть многие умственные старческие болезни. Также научно доказано, что знание хотя бы одного иностранного языка напрямую влияет на память, отсрочивая ее ухудшение на 4-5 лет.
Что еще?
Можно брать уроки живописи, ходить на танго, заняться йогой, путешествовать! Кто-то возразит: это же все денег стоит?! Не всегда. Бесплатные и пробные занятия бывают в Интернете. Ну, а оплаченное посещение какого-то очень интересного мастер-класса даст такое море удовольствия, которое многократно превзойдет потраченную сумму. Воспоминания о походе будут продолжать вдохновлять и радовать, подпитывая своей энергией!
А можно попутешествовать… по родному городу, но глазами приезжего туриста! Иные чувства при восприятии привычного. Обязательно поделать фотки, благо, что в каждом телефоне есть такая возможность. А потом зайти в кафе и порадовать себя чашечкой кофе…
Главное – привносить в свою жизнь интерес, что-то «новое, младое незнакомое»! Удивляться! Восхищаться! Мечтать! Если мы и задолжали кому-то, так только себе в исполнении своих же желаний!
Достижения современной медицины и общий уровень качества жизни дают нам возможность жить дольше. Наша задача - научиться жить интереснее!