Найти тему
Золотой Запас

Монетарная система Византийской империи. Мировая история денег

Оглавление

Монетарная система Византии отличалась уникальными чертами, которые перенимали многие народы. В ее основе лежала монета, созданная по мотивам золотого солида Константина I — безант максимальной массой 4,5 грамма (около 70 гран), который доминировал в европейской торговле до XII века. А его половинки и трети использовались вплоть до X века. Эта золотая монета славилась чистотой содержащегося в ней драгметалла.

Византия и золотой солид / фото © Золотой Запас
Византия и золотой солид / фото © Золотой Запас

Принципиально религиозный характер империи был отражен и в чеканке монет: на протяжении 10 веков практически не существовало ни одного выпуска, который напрямую не имел бы отношения к христианской вере. Реверсы и легенды были чисто религиозными, а на аверсах изображения императоров дополнялись соответствующими знаками или надписями, чтобы показать их как чисто христианских правителей.

Солид, 959-963 гг., золото (4,39 г.). Аверс - Иисус Христос, +IhS XPS REX REGNANTIUM, реверс - Константин VII и Роман II, CONSTANT CE ROMAN AVGG, (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Солид, 959-963 гг., золото (4,39 г.). Аверс - Иисус Христос, +IhS XPS REX REGNANTIUM, реверс - Константин VII и Роман II, CONSTANT CE ROMAN AVGG, (Константинополь) / фото © Золотой Запас

В Византии монеты начали чеканить во времена правления Анастасия I (491–518 гг.). В изготовлении использовалось как золото, так и серебро с бронзой. Из довольно редкого серебра изготавливались селиква (1/24 солида) или кератий, более крупные милиарисий и гексаграм. Из бронзы чеканили нуммию или фоллис. Анастасий изменил ее внешний вид и стоимость, выпустив большие монеты с пометками M, K, I и E (равными 40, 20, 10 и 5 нуммий). Такие знаки стоимости сохранялись до Василия I (867–886 гг.)

Милиарисий, 963-969 гг., серебро (2,9 г.). Аверс - портрет Никифора II в кресте, +IhSUS XPI STUS NICA, реверс - надпись +NICHF, EN X·AVTO CRAT, EVSEb' bASILEVS RWMAIW', (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Милиарисий, 963-969 гг., серебро (2,9 г.). Аверс - портрет Никифора II в кресте, +IhSUS XPI STUS NICA, реверс - надпись +NICHF, EN X·AVTO CRAT, EVSEb' bASILEVS RWMAIW', (Константинополь) / фото © Золотой Запас

В Константинополе находился главный монетный двор. На нем, а также в Карфагене и РАвенне выпускались монеты из всех трех металлов. Фессалоника, Никомедия, Кизик, Антиохия и Александрия чеканили только из бронзы. Техника чеканки золотых и серебряных монет в целом была довольно мастерской, а вот бронзовые монеты изготавливались в грубой форме, а перечеканка являлась обычным делом.

Фоллис, 963-969 гг., бронза (7,6 г.). Аверс - Никифор II, + nICIFR b-ASILE RW, реверс - надпись nICHF / En ОEW bA / SILEVS RW / mAIWn, (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Фоллис, 963-969 гг., бронза (7,6 г.). Аверс - Никифор II, + nICIFR b-ASILE RW, реверс - надпись nICHF / En ОEW bA / SILEVS RW / mAIWn, (Константинополь) / фото © Золотой Запас

Аверсы, реверсы и легенды византийских монет

Изначально на золотых монетах изображались бюсты в профиль с коронами или бюсты в анфас в шлемах. Такой дизайн был распространен на предыдущих монетах восточных и западных империй. На бюсте в анфас обычно располагался император в военной форме с крестом в руке или на шлеме, а если крест отсутствовал на лицевой стороне, он появлялся на реверсе.

Солид, 518-519 гг., золото (4,47 г.). Аверс - Юстин I, DN IVSTINVS PP AV, реверс - ангел, VICTORIA AVCCCГ, CONOB (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Солид, 518-519 гг., золото (4,47 г.). Аверс - Юстин I, DN IVSTINVS PP AV, реверс - ангел, VICTORIA AVCCCГ, CONOB (Константинополь) / фото © Золотой Запас

В период правления Юстина I (518–527 гг.) и Юстиниана I (527–565 нн.) на монете чеканились две рядом сидящие фигуры. Затем портрет в профиль стал более распространенным: со времен императора Фоки (602–610 гг.) он становился все более формализованным, и достиг своего апогея в VIII веке.

Солид, 527 гг., золото (4,47 г.). Аверс - Юстин I и Юстиниан I, DN IVSTIN ET IVSTINIAN PP AVG, CONOB, реверс - ангел с крестом, VICTORIA AVGGG, CONOB (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Солид, 527 гг., золото (4,47 г.). Аверс - Юстин I и Юстиниан I, DN IVSTIN ET IVSTINIAN PP AVG, CONOB, реверс - ангел с крестом, VICTORIA AVGGG, CONOB (Константинополь) / фото © Золотой Запас

При Ираклии I (610–641 гг.) появилась привычка изображать императора с одним или несколькими его сыновьями. Кроме того, можно было изображать императора и императрицу вместе или даже, как в случае с Иоанном Цимисхием (969–976 гг.), императора, которого коронует Дева Мария с рукой Бога в верхней части монеты.

Солид, 969-976 гг., золото (4,36 г.). Аверс - Исус Христос, +IhS XIS REX REGNANTInm', реверс - Иоанн Цимисхий и Дева Мария, +QEOTOC hOHQ' IW dES, (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Солид, 969-976 гг., золото (4,36 г.). Аверс - Исус Христос, +IhS XIS REX REGNANTInm', реверс - Иоанн Цимисхий и Дева Мария, +QEOTOC hOHQ' IW dES, (Константинополь) / фото © Золотой Запас

На реверсе золотых монет сначала изображалась «Победа» в виде ангела. Тиберий II представил новый дизайн — крест на ступеньках, которому суждено сыграть долгую и важную роль. Юстиниан II (685–711 гг.) был первым, кто использовал украшенный нимбом бюст Христа.

Тремисс, 692-695 гг., золото (1,37 г.). Аверс - Иисус, IhS CRISTOS REX REJNANTIUM, реверс - Юстиниан II, D IUSTINIANUS SERV ChRISTI, (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Тремисс, 692-695 гг., золото (1,37 г.). Аверс - Иисус, IhS CRISTOS REX REJNANTIUM, реверс - Юстиниан II, D IUSTINIANUS SERV ChRISTI, (Константинополь) / фото © Золотой Запас

Иконоборчество Льва III (717–741 гг.) и его преемников изгнало такие божественные образы с монет в пользу креста на ступенях или императорских фигур, но с Михаилом III (842–867 гг.) бюст Христа вернулся. А со времен Василия I на реверсе чеканился Христос на троне.

Гексаграм, 717 г., серебро (3,55 г.). Аверс - Феодосий III, DN THEODOSIUS MUL A, реверс - крест на ступенях, VICTORIA AVSU A, CONOB (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Гексаграм, 717 г., серебро (3,55 г.). Аверс - Феодосий III, DN THEODOSIUS MUL A, реверс - крест на ступенях, VICTORIA AVSU A, CONOB (Константинополь) / фото © Золотой Запас

На аверсах серебряных монет сначала чекинились бюсты в профиль, впоследствии их заменили на сидящие фигуры, бюсты в анфас и чисто эпиграфические изображения. Введенная Ираклием в 615 году большая монета гексаграм предоставила новые возможности творить для более поздних дизайнеров, чьи реверсы часто состояли из креста на ступенях или бюста Христа, окруженного надписями; с X века в центре креста располагался медальон с портретом самого императора.

Милиарисий, 969-976 гг., серебро (2,12 г.). Аверс - портрет Иоанна Цимисхия в кресте, +IhSUS XPI STUS NICA, реверс - надпись IWANN' / EN XW AVEO / CRAT' EVSEb' / bASILEVS RWMAIW', (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Милиарисий, 969-976 гг., серебро (2,12 г.). Аверс - портрет Иоанна Цимисхия в кресте, +IhSUS XPI STUS NICA, реверс - надпись IWANN' / EN XW AVEO / CRAT' EVSEb' / bASILEVS RWMAIW', (Константинополь) / фото © Золотой Запас

В бронзовой чеканке сначала было меньше гибкости. Изначально на аверсе чеканился только бюст в профиль, а не реверсе — крест и номинал. При Юстиниане I преобладал бюст в анфас, и на 12-м году его жизни он ввел датировку бронзовых монет — на реверсе теперь располагалась надпись «Anno XII». После этого дата чеканилась на бронзовых монетах вплоть до Константа II (641–668 гг.).

Фоллис, 540-541 гг., бронза (22,22 г.). Аверс - Юстиниан I, DN IVSTINIANVS P P AVG, реверс - номинал М под крестом, ANNO XIIII, A, CON (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Фоллис, 540-541 гг., бронза (22,22 г.). Аверс - Юстиниан I, DN IVSTINIANVS P P AVG, реверс - номинал М под крестом, ANNO XIIII, A, CON (Константинополь) / фото © Золотой Запас

Во времена Юстина II (565–578) на аверсах появились две или более стоящие императорские фигуры, объединенные (до Василия I) знаком номинала. С X века на реверсы наносили надписи в три-четыре строки — например, на так называемых «анонимных» бронзовых монетах Иоанна Цимисхия с бюстом Христа на аверсе присутствовала надпись «Christus Basileu Basile» (Иисус Христос Король Королей).

Фоллис ("анонимный"), 969-976 гг., бронза (9,16 г.). Аверс - Исус Христос, +EMMANOVHA IXXC, реверс - надпись IhSUS \ XRISTUS \ bASILEU \ bASILE, (Константинополь) / фото © Золотой Запас
Фоллис ("анонимный"), 969-976 гг., бронза (9,16 г.). Аверс - Исус Христос, +EMMANOVHA IXXC, реверс - надпись IhSUS \ XRISTUS \ bASILEU \ bASILE, (Константинополь) / фото © Золотой Запас

Орфография византийских легенд о монетах стала удивительно сложной, поскольку латинский и греческий алфавиты все больше смешивались, а отдельные буквы принимали новые или специализированные формы, а слова сильно сокращалист. Сначала надписи были чисто латинскими, имена и титулы императора имели условную форму D (ominus) N (oster) — P (ius) F (elix) Aug (ustus). В VII веке греческие буквы чаще смешивались с латинскими в таких легендах, а в конце VIII века общий переход от латинских концепций к греческим был очевиден в новом титуле императора — Basileus. Сравнительно длинные вотивные надписи, такие как «Господи, помоги рабу Твоему», и метрические надписи (практика, более распространенная в Азии, чем в Европе) появились в X веке.

Полсиликвы, 641-668 гг., серебро (0,51 г.). Аверс - Констант II, DN CO NT PP, реверс - крест, P A X, (Карфаген) / фото © Золотой Запас
Полсиликвы, 641-668 гг., серебро (0,51 г.). Аверс - Констант II, DN CO NT PP, реверс - крест, P A X, (Карфаген) / фото © Золотой Запас

Экономическая роль византийских монет

Византийские золотые монеты, вплоть до обесценивания, начиная с X века, имели огромное значение в экономической жизни Леванта и западного Средиземноморья. Общий объем производства золотых монет был большим, и об их влиянии можно судить частично по распределению самих монет, а частично по типологическому влиянию Византии на чеканку других стран, от первых арабо-сасанских монет Востока до золотых экземпляров Италии и Галлии на Западе.

В V и VI веках византийские солиды в больших объемах циркулировали в Прибалтике, несомненно, в качестве платы за меха; а в VI и VII веках солиды немного более легкого веса попали в обращение Франции, Нидерландов, Скандинавии, Германии, Балкан, России, Леванта и Северной Африки. В этих двух последних регионах византийские золотые монеты с VII века конкурировали с выпусками арабских золотых динаров.

Источник: Британника | Перевод: Золотой Запас

Другие статьи из серии «Мировая история денег»: