Любить «золотые 60-е» можно независимо от возраста, и помнить ту эпоху лично для этого совсем необязательно. Ведь главное – это настроение! Элвис, Желтая подводная лодка, фильмы Серджио Леоне и, конечно же, машины – огромные, мощные, стильные, порой нелепые. Воплощение свободы и американской мечты!
Владелец – Алексей Ибрагимов, 33 года, москвич, работает в сфере строительства и аренды складской недвижимости.
Автомобиль – Pontiac Catalina 1968 года, полноразмерный рамный четырехдверный седан, привезен в Россию из США в 2018 году.
Рассказывает Алексей:
– Пару лет назад я начал себе искать «игрушку». Хотелось какую-то красивую американскую машину, большую и культовую – Шевроле Корвет, Бьюик Ривьера или что-то подобное. Но выяснилось, что они сейчас серьезно подорожали, поскольку их парк уже в существенной степени вычерпан любителями ретро даже на родине. Речь, разумеется, о машинах в хорошем состоянии – «дров» пока хватает… В итоге подвернулась эта Каталина – машина висела в продаже достаточно долго, никто ее не покупал, и я начал к ней присматриваться, тем более что хозяин просил всего лишь $1300, а техническое и косметическое состояние было очень приличным. К концу аукциона Понтиак с трудом набрал $1700, а минимальной ценой продажи было $2000... В итоге я его и приобрел за те самые $2000 – по цене сильно подержанных «жигулей». Транспортировка по США плюс доставка в контейнере в финскую Котку в сумме обошлись в $1200, ну и примерно столько же стоило привезти ее в Москву.
Волею обстоятельств сразу взяться за нее не удавалось, и Каталина простояла еще полгода примерно, после чего с полоборота завелась на остатках американского бензина в баке, и я укатил ее на реставрацию, которую проводил своими силами и по достаточно бюджетному плану работ, поскольку возможности вкладываться без ограничений – что называется, «по верхней планке», не имелось. Сейчас автомобиль уже на полном ходу, но полностью еще не закончен. Кстати, практически сразу после небольших работ по тормозам я отправился на ней на ретро-фестиваль в Минск, и машина ни разу не подвела за весь маршрут, показав, на что способны американские старички 60-х!
Снаружи
То, что Catalina была самой доступной в линейке Pontiac и по этой причине чрезвычайно массовой, вовсе не означает, что машина в чем-то уступает более культовым и раскрученным в масс-медиа моделям эпохи 60-70-х. Да, возможно, она выглядит не так дерзко, как «масл-кар» GTO, но все равно сегодня Catalina очень крута! Автомобиль завораживает невероятной радиаторной решеткой в духе того же Pontiac GTO с «клювом» и двумя огромными «ноздрями», очертаниями профиля в стилистике «Coke bottle», огромными размерами распластанного рамного фулл-сайз-кузова! Каталина – это воплощенное в металле роад-муви: машина, которая всегда готова перекрестить Америку вдоль и поперек. Вдоль по Панамерикане и поперек по Матери всех дорог, Трассе-66…
Вопреки опасениям о второсортности дизайна массовых и недорогих моделей, являющимися порождением нашего пластмассового времени, Каталина, как и прочие, куда более шикарные ее современники, никогда не была «дизайнерским изгоем». Конец 60-х и начало 70-х – золотой век американского автопрома, и в погоне за покупателем облик машин менялся тогда чуть ли не ежегодно. Выстроенные в ряд авто одной модели, но разных лет совершенно непохожи друг на друга, и Понтиак Каталина не был исключением – почти каждый год-два автомобиль получал радикальный рестайлинг и удивлял.
Интересно, что «кабачковый» цвет кузова – это не фантазия нынешнего владельца автомобиля, а его изначальная, родная масть! Правда, с поправкой на возраст, разумеется… Сильно выцветшая краска утратила сочность и лишилась глянца, однако Алексею такой колор понравился, и машина была перекрашена заново в аналогичный оттенок. А вот крыша, так называемый «vinil top» (имитация кабриолета, когда на жесткую стальную крышу наклеивалась пленка), с завода была черной. Но оригинальное виниловое покрытие ободрали, поскольку оно растрескалось и расслоилось, а перед наклейкой нового пришлось еще и изрядно подлатать крышу, которая серьезно проржавела под покрытием, не бросаясь тем не менее в глаза. В конечном же итоге был выбран теплый шоколадный цвет винила, напоминающий натуральную кожу и хорошо сочетающийся с «кабачком».
Изрядное количество хрома, к счастью, сохранилось в достойном состоянии – особенно грозный «клюв», который бы сегодня даже близко не подпустили бы к конвейеру нормы безопасности в отношении пешеходов! Восстановление блестящих элементов внешней отделки или тем более – поиск и покупка деталей в Штатах вылились бы в неподъемную сумму…
Отдельно следует отметить «невидимые дворники» – эта опция впервые появилась в GM именно на моделях Pontiac в 1977 году, и, разумеется, у Каталины 68-го она уже есть. Щетки стеклоочистителя, прячущиеся за кромкой капота, сильно затрудняют эксплуатацию автомобиля в условиях обильного снега и обледенения, но чисто визуально это решение великолепно, ибо придает кузову особенную целостность.
После разборки салона стало понятно реальное состояние кузова. Разумеется, оно оказалось несколько хуже, чем выглядело дистанционно, но не настолько, чтобы разочароваться. Все в целом вполне предсказуемо и поправимо с учетом возраста и цены машины. По днищу была лишь пара мелких дырочек в полу, хотя много вмятин – как будто автомобиль часто гоняли по камням и пням. Арки слегка проржавели в районе задних крыльев, но поражение было некритичным и устранилось ввариванием небольших заплаток. Больше всего пострадал пол багажника – видимо, крышка протекала через рассохшиеся резинки и внутри застаивалась вода. Над багажником еще предстоит поработать!