Найти тему

LADA "Чебурашка" – первый автомобиль АВТОВАЗа с передним приводом | История создания и почему авто не пошел в серию

Оглавление

Советские инженеры ВАЗа еще на этапе решения по строительства завода хотели заполучить автомобиль с передним приводом, но в процесс поиска партнера вмешалась политика и был выбран партнер – итальянский ФИАТ, который по контракту передал лицензии на производство автомобилей с задним приводом ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103.

Старт работ без помощи иностранцев

Инженеры #ВАЗа не отчаивались. Они знали, что итальянцы готовили первый серийный автомобиль с передним приводом. Поэтому просили #ФИАТ поделиться наработками, чтобы в #СССР запустить автомобиль с передним приводом с ладьей на решетке радиатора. Но итальянцы всячески отрицали информацию о переднем приводе и не хотели помогать. Иными словами ФИАТ не делился технологиями и хотел в одиночку собирать переднеприводные автомобили. Так на свет сначала появился"Аутобьянки Примула" – дочка ФИАТа.

-2

Годом спустя появился ФИАТ-128 с передним приводом. Итальянцы можно сказать за спиной своих советских партнеров выпустили этот продукт, поэтому отношения испортились и дружба по новым проектам прекратилась.

-3

Советские инженеры не отчаялись и сами стали разрабатывать автомобиль с передними ведущими колесами. Работы начались в конце 1968-го. В это время даже еще не был построен сам завод. Небольшая группа конструкторов в небольшом экспериментальном цехе #Тольятти взялись за проект #ВАЗ-Э1101 (Э - экспериментальный). На протяжении 4-х лет трудились советские конструктора без помощи иностранцев над дизайном и компоновкой.

-4

Первый образец для испытаний

В 1972 году представили первый образец. В нем практически все детали были оригинальными. Новый мотор 0,9 л мощностью около 50 л. с. установили поперечно. Четырехступенчатую коробку передач тоже спроектировали заново. Передняя подвеска – "Мак-Ферсон", рулевой механизм от ''Запорожца'', но основательно доработанный. Даже сиденья были оригинальные. От ВАЗ-2101 – лишь некоторые детали отделки и панель приборов.

-5

Почему "Чебурашка"?

Когда был собран первый образец для испытаний, его показали испытателям. Увидев в экспериментальном цехе маленький автомобиль с кургузым обрубком-багажником да еще на взрослых ''жигулевских'' колесах, советские испытатели немного оторопели: ''Ну и Чебурашка!''. После этого кличка прижилась и стала повсеместно использоваться.

-6

Проблемы на испытаниях

Затем началась стадия испытаний, "Чебурашке" было тяжело. Ездил он только в паре с ВАЗ-2101, так как проблемы проявлялись на каждом километре. В салон попадали выхлопные газы, спидометр не работал (испытателям пришлось поставить справа вторую комбинацию приборов), из двигателя, по сути макетного, за смену вытекала канистра масла. Передачи включались с огромным трудом, попутно выяснили, что автомобиль трогается с места на четвертой с четырьмя ездоками. В приводах ломались центрирующие пальцы. В общем, учились, как не надо делать.

-7

Зарождение Таврии

Затем был создан второй прототип ВАЗ-2Э1101, который больше походил на ФИАТ-127.

-8

Затем в 1975 году состоялась встреча президента фирмы Porsche Э. Фурманном с В.Н. Поляковым, возглавлявшим тогда Министерство автомобильной промышленности СССР. Эта встреча подарила нового автопартнера АВТОВАЗу – немецкий Porsche. Они должны помочь создать первый отечественный автомобиль с передним приводом.

-9

Что же делать с "Чебурашкой"? Виктор Николаевич Поляков был хозяйским человеком и не позволял просто так выкидывать перспективные проекты, на которые были уже потрачены большие деньги. Решение нашлось на Запорожском заводе. Во время своего визита он увидел, как слабо ведется работа по созданию #Запорожцев с передним приводом. Поляков всю деятельность на ЗАЗе остановил и распорядился привлечь инженеров ВАЗа. Именно тольяттинцы должны были создать новый "Запорожец". Так на свет появился третья версия "Чебурашки" – 3Э1101 более известная под именем "Ладога".

-10
-11

После этого вазовцы передали на ЗАЗ всю документацию на два образца Чебурашек 2Э1101 и 3Э1101. Они послужили основой для создания на Украине перспективного легкового автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102.

-12

Конструктора АВТОВАЗа сконцентрировались на создании #ВАЗ-2108 (Lada Samara) совместной с немецкими конструкторами из Porsche. Об этом рассказывал в своих прошлых статьях по ссылке ниже:

🚗 Ссылка на статью: Из-за чего ВАЗ прекратил сотрудничество с FIAT. Как завязалась дружба с Porsche

🚗 Ссылка на статью: LADA Samara. История появления автомобиля: Сколько стоило участие Porsche | Почему не дали имя ВАЗ-2110

-13

Хоть #Чебурашка так и не пошла в производство в Тольятти, но этот автомобиль помог в создании на молодом заводе конструкторской школы, а также накопленные знания использовались для создания Нивы и других моделей. Так что в каждой Ниве, Самаре, Оке и даже десятке есть частички Чебурашки.

👉🏻 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об отечественном автопроме!

👉🏻 Еще статьи от автора

🚗 Музей АВТОВАЗа: десятка Ельцина, Нива Пикап, Проект С, Калина Путина и другие интересные экспонаты

🚗 ФИАТ мог не появиться в истории АВТОВАЗа в 1966 году. Вместо него должен был быть Рено. Почему сорвали сделку века с французами?