Найти в Дзене
СОБР I ОМОН I СПЕЦНАЗ

Воронежские парни вошли в Грозный одними из первых.

Майор запаса Владимир Михайленко из Воронежа – о том, как штурмовали столицу Ичкерии.
Я оказался в Чечне практически в первый день войны. Мне было 23 года, я служил в региональном управлении по борьбе с организованной преступностью оперуполномоченным СОБРа. 12 декабря 1994 года в составе сводного отряда бойцов из семи областей, включая Воронежскую, нас отправили сначала в Моздок и потом в Чечню -

Майор запаса Владимир Михайленко из Воронежа – о том, как штурмовали столицу Ичкерии.

Я оказался в Чечне практически в первый день войны. Мне было 23 года, я служил в региональном управлении по борьбе с организованной преступностью оперуполномоченным СОБРа. 12 декабря 1994 года в составе сводного отряда бойцов из семи областей, включая Воронежскую, нас отправили сначала в Моздок и потом в Чечню - станицу Червленую. Там включили в состав 22-й бригады внутренних войск Санкт-Петербурга. В Червленой был пост, мы проводили зачистки - изымали оружие у населения. А 29 декабря нас перекинули на штурм Грозного.

В Грозный со всей России стянули подразделения ОМОНа, СОБРа, спецназа. Штурм начался далеко не ночью, как сообщалось. Примерно в 15.00 нас построили, вышел московский генерал с радиостанцией в руках, по которой Борис Ельцин говорил примерно следующее: «Поздравляю всех с наступающим Новым годом. Я думаю, что вы сделаете подарок президенту. Город должен быть взят». По сути это и была команда на штурм.

Наши войска были распределены по секторам и входили в Грозный с разных сторон. Как сейчас помню, мы, воронежские – 25 человек, вошли одними из первых. Мы ехали на втором БТРе, а первый заблокировали: подбили в колесо - его и замыкающий, чтобы зажать колонну. Спасибо командиру Шубенкину за то, что грамотно вывел колонну из-под удара.

-2

Впереди нас шла 131-я майкопская бригада, которая потом практически вся погибла. У них была тяжелая техника – танки, самоходно-артиллерийские установки.

Бои в городе имеют свою специфику. Мы впервые узнали, что такое «невидимый враг». Это - когда ты на виду, а он с крыши, из подвала стреляет. Передвигались мелкими перебежками. Поначалу у нас не было ни карт, ни связи. Мы закрепились на консервном заводе - там стояла целая группировка. Затем перебазировались на молочный завод, в котором потолки и стены были лучше укреплены. Потом – блокпост на улице Ленина. Взятие Грозного длилось два месяца.

-3

Во Второй Чеченской кампании мы выполняли «зачистку» по всей западной стороне республики. В этот раз было много населенных пунктов, преследований боевиков, штурмов, разноплановых операций. Помню, в 1999 году, когда наши войска взяли Грозный в кольцо, боевикам оставили коридор для выхода. Но это была военная уловка – проход был заминирован. Много боевиков было уничтожено в той операции. В ней был ранен и один из самых одиозных и жестоких чеченских полевых командиров Шамиль Басаев.

-4

Пока гонялись за Басаевым, спасли солдатика из Россоши, который содержался в плену в селении Ханкала. У парня были переломаны руки и ноги, боевики хотели отрезать ему голову. С его слов, они уже нож занесли, и тут мы подоспели. Сказали: «Твои пришли. Потом тебе голову отрежем». Вовремя мы. С ним по сей день общаемся.

-5

Владимир Владимирович Михайленко родился в Донецке в 1971 году в семье военнослужащего. Отец – военный летчик, проходил службу в Афганистане в должности советника, выполнял боевые вылеты.

В 1989 году Владимир Михайленко призван в вооруженные силы. Служил в Венгрии в 902-м отдельном десантно-штурмовом батальоне. Затем проходил службу в органах внутренних дел, в отряде специального назначения «СКИФ» Управления федеральной службы исполнения наказаний. В 1994 году перевелся на должность оперуполномоченного в отдел быстрого реагирования регионального управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Там получил звание младшего лейтенанта.

С декабря 1994 года принимал участие в боевых операциях в Чечне в составе сводного отряда СОБР центрально-черноземного РУБОП. Участвовал в новогоднем штурме Грозного. В ноябре 1995 года повторно направлен в командировку в Чечню в станицу Щерская. При обстреле получил тяжелое ранение колена и контузию. В 1999 году участвовал во Второй чеченской кампании.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степени и другими ведомственными наградами.

Ушел в запас в 2006 году в звании майора. Член правления регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана». Участвовал во многих мероприятиях организации, ездил с гуманитарной помощью в Грозный и Цхинвал.

-6