Найти в Дзене

Визит князя Меншикова к Абдулу-Меджиду

Визит Меншикова к Абдулу-Меджиду
Российский император в феврале 1853г. потребовал от Порты (турецкого правительства) поставить всех православных подданных Османской империи под его покровительство. Он приказал морскому министру князю А.С. Меншикову отбыть в Константинополь с требованиями к султану.
В Петербурге предполагали, что миссия Меншикова будет успешной. Визит Меншикова был демонстративен:
Визит Меншикова к Абдулу-Меджиду 
Российский император в феврале 1853г. потребовал от Порты (турецкого правительства) поставить всех православных подданных Османской империи под его покровительство. Он приказал морскому министру князю А.С. Меншикову отбыть в Константинополь с требованиями к султану.

В Петербурге предполагали, что миссия Меншикова будет успешной. Визит Меншикова был демонстративен: сначала он посетил Бессарабию и в Кишиневе произвел смотр 5-го армейского корпуса, затем прибыл в Севастополь и провёл смотр Чёрноморского флота и только после этого на пароходе «Громоносец» отбыл в Константинополь.

Меншиков довольно бесцеремонно повел себя во время встречи с султаном Абдул-Меджидом, хотя тот соглашался на некоторые уступки. После нескольких дней переговоров Меншиков представил султану проект конвенции, которая должна была официально оформить покровительство России над православным населением и усилить привилегии церкви. Этот проект испугал султана и турецкое правительство, ведь подписав такое соглашение, Петербург получал бы возможность постоянного контроля и вмешательства во внутренние дела Османской империи сделав российского царя фактически вторым турецким султаном. Разумеется, Абдул-Меджид не ожидал такого от российского посланника и отклонил конвенцию.

5 апреля 1853 года в Константинополь прибыл Стрэтфорд-Рэдклиф, посол Великобритании, который вёл хитрую игру, делая вид, что не имеет ничего против России и хочет уладить дело миром, одновременно давая советы османским сановникам. Он убеждал султана удовлетворить частично российские требования. Согласиться с теми, которые касались «святых мест», но не подписывать соглашение, имеющее международно-правовое значение. Кроме того, уступки не должны были заключать в себе право русского императора вмешиваться в отношения между турецким правительством и христианским населением Османской империи. Стрэтфорд-Рэдклиф знал, что Меншиков не согласится только на уступку по вопросу «святых мест». В случае военной угрозы со стороны России английский посол обещал помощь.

21 мая произошел окончательный разрыв отношений и Меншиков велел персоналу посольства собираться в Россию. Забрав с собой все документы и архивы приказал капитану «Громоносца» отчалить. Корабль направился в Одессу.
Визит Меншикова к Абдулу-Меджиду Российский император в феврале 1853г. потребовал от Порты (турецкого правительства) поставить всех православных подданных Османской империи под его покровительство. Он приказал морскому министру князю А.С. Меншикову отбыть в Константинополь с требованиями к султану. В Петербурге предполагали, что миссия Меншикова будет успешной. Визит Меншикова был демонстративен: сначала он посетил Бессарабию и в Кишиневе произвел смотр 5-го армейского корпуса, затем прибыл в Севастополь и провёл смотр Чёрноморского флота и только после этого на пароходе «Громоносец» отбыл в Константинополь. Меншиков довольно бесцеремонно повел себя во время встречи с султаном Абдул-Меджидом, хотя тот соглашался на некоторые уступки. После нескольких дней переговоров Меншиков представил султану проект конвенции, которая должна была официально оформить покровительство России над православным населением и усилить привилегии церкви. Этот проект испугал султана и турецкое правительство, ведь подписав такое соглашение, Петербург получал бы возможность постоянного контроля и вмешательства во внутренние дела Османской империи сделав российского царя фактически вторым турецким султаном. Разумеется, Абдул-Меджид не ожидал такого от российского посланника и отклонил конвенцию. 5 апреля 1853 года в Константинополь прибыл Стрэтфорд-Рэдклиф, посол Великобритании, который вёл хитрую игру, делая вид, что не имеет ничего против России и хочет уладить дело миром, одновременно давая советы османским сановникам. Он убеждал султана удовлетворить частично российские требования. Согласиться с теми, которые касались «святых мест», но не подписывать соглашение, имеющее международно-правовое значение. Кроме того, уступки не должны были заключать в себе право русского императора вмешиваться в отношения между турецким правительством и христианским населением Османской империи. Стрэтфорд-Рэдклиф знал, что Меншиков не согласится только на уступку по вопросу «святых мест». В случае военной угрозы со стороны России английский посол обещал помощь. 21 мая произошел окончательный разрыв отношений и Меншиков велел персоналу посольства собираться в Россию. Забрав с собой все документы и архивы приказал капитану «Громоносца» отчалить. Корабль направился в Одессу.