Найти в Дзене
Советское Кино и не только

Хорошие фильмы 94-95 года

Данная публикация продолжает обзоры российских фильмов с 92 до наших дней. Подборки сделаны из тех фильмов, которые я видел.

14. Подмосковные вечера (1994), режиссёр Валерий Тодоровский. В главных ролях Владимир Машков (Сергей), Ингеборга Дапкунайте (Катя), Алиса Фрейндлих (Ирина Дмитриевна).

Кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)
Кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)

Практически все режиссёры, рассказывая о своем втором (или втором после успешного) фильме, вспоминают - как это было трудно. Причем, трудно не только (и не столько) снимать, но даже и выбрать тему.

Я бы тут сказал, что тема "второго" касается не только творчества в широком смысле, но и любого дела - причем, суть тут не в самом деле, а в ожиданиях окружающих, в назойливом внимании и вопросах (в том числе молчаливых). Это сравнимо с игрой в шахматы, когда за спинами игроков стоят болельщики, мгновенно реагируя на ходы, подсказывая, хваля, сокрушаясь и так далее. Невозможно сосредоточиться, а отсюда - много ошибок.

Поэтому легко понять Валерия Тодоровского, "зависшего" после картины "Любовь", собравшей немало призов. Он стал многообещающим. Да и, как к сыну "того самого" Тодоровского к нему тоже было внимания приковано немало.

Поиски завершились после принесенного сценария по мотивам повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Одним из авторов сценария был не кто попало, а сам Говорухин.

Кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)
Кадр из фильма "Подмосковные вечера" (1994)

Сам Валерий Петрович рассказывал:

После фильма "Любовь" я испугался... у меня начался дикий страх. Я не понимал - что снимать, как снимать, у меня были сомнения - а надо ли мне что-то снимать... Я просидел года два в потерянном состоянии. И в этот момент Марина Шептунова, сценаристка, та самая, которая писала "Катафалк" (первый фильм Валерия Тодоровского - прим С.К.), принесла мне сценарий, написанный вместе с Говорухиным. Для него. Принесла со словами, что Говорухин передумал его делать.
Я прочел - хороший сценарий. Но при чем тут я? Но я тогда подумал, что мне надо вылезать из кризиса, в котором я нахожусь, а в этом сценарии есть всё, чтобы попробовать себя профессионально, понять - режиссёр я или нет...

Фильм "Подмосковные вечера" переносит события лесковской "Леди Макбет" в современность - естественно, с учетом особенностей времени. Катя Измайлова, её страсть к молодому любовнику... и убийства, убийства, убийства...

Подробнее о фильме можно прочитать по ссылке.

15. Мусульманин (1995), режиссёр Владимир Хотиненко. В главных ролях - Евгений Миронов (Николай), Нина Усатова (его мать), Александр Балуев (его брат Фёдор).

Николай (Евгений Миронов), кадр из фильма "Мусульманин" (1995)
Николай (Евгений Миронов), кадр из фильма "Мусульманин" (1995)

Деревенский паренек Коля Иванов, проходя срочную службу в Афганистане, пропал без вести. Семь лет спустя стало известно, что он жив - попал в плен, был приговорён к расстрелу, но в последний момент выкуплен местным жителем - стариком, потерявшим сына. Николай фактически заменил ему сына, а также принял ислам, одновременно взяв себе мусульманское имя Абдулла.

Николая никто специально не освобождал - по его уверениям, живя у старика, он был свободен: просто не хотел возвращаться. Но однажды парень услышал голос. "Возвращайся в свой дом" - сказал ему этот голос. И Николай вернулся.

Конечно, дома его ждали - мать и брат Фёдор. Отец не дожил до этого дня. Может, и к лучшему - ведь вернулся не Колька, а Абдулла - ортодоксальный мусульманин, принципиальный в своей религиозной позиции и противопоставивший себя всем. Сельчане возмущались, семья Ивановых стала практически изгоями, но со временем к странному Кольке привыкли и уже не донимали.

И мать приняла его таким, и девушка, которая любила его до ухода в армию, приняла, вот только брат не принял. Упрямства у обоих - хоть отбавляй: и если Колька упрямо не желал отступаться от своей веры, то Федька упрямо желал вернуть брата в лоно, так сказать, христианства - причем, методами отнюдь не христианскими...

Федор (Александр Балуев) с мамой (Нина Усатова), кадр из фильма "Мусульманин" (1995)
Федор (Александр Балуев) с мамой (Нина Усатова), кадр из фильма "Мусульманин" (1995)

Фильм "Мусульманин" производит тягостное впечатление - и дело не в драматичности сюжета, а в откровенной чернушности при изображении жителей родного села Николая. Я долго сомневался - стоит ли эту картину включать в список лучших.

Уж слишком она неоднозначная. Не знаю - что хотел сказать всем этим режиссёр Хотиненко: сам-то он утверждает, что снял очень христианский фильм и для христиан. И напоминает, что Николай - тоже не ангел.

Да, это так. Николай - не ангел, он ровно такой же монстр, как и его брат. Даже хуже - брат, хотя бы, не ханжа, в отличие от Коли-Абдуллы, который, например, наряжается в "белое пальто", отказываясь идти за ворованными кормами для коровы, но спокойно отпускает больную мать таскать эти мешки. А потом спокойно пьет молочко от коровы, накормленной ворованными кормами.

Чем дальше я смотрел, тем больше негатива вызывал у меня герой Евгения Миронова - и не потому, что мусульманин, а потому, что ханжа, трус, высокомерный негодяй, дрянной сын и... предатель.

Николай (Евгений Миронов) с мамой (Нина Усатова), кадр из фильма "Мусульманин" (1995)
Николай (Евгений Миронов) с мамой (Нина Усатова), кадр из фильма "Мусульманин" (1995)

Не веру он предал, конечно, - какая там была вера у советского мальчишки, в 1986-м году призванного в армию. Не был он никогда христианином, не смотря на крещение и наличие крёстного (впрочем, этот момент удивил меня отдельно - его крестили в конце 60-х, получается? Серьезно?). Мать он предал, прежде всего. И брат Фёдор это чувствует, но, не умея сформулировать свои ощущения, колотит Кольку за ислам.

Актёры, играющие центральных персонажей, великолепны. Однако лично на меня наибольшее впечатление произвёл Балуев - он настолько перевоплотился, что я его не узнал. Также в фильме снимались Евдокия Германова в роли Веры, невеста Николая, Иван Бортник в роли его крёстного (и абсолютно мне не понравилась игра Бортника), Владимир Ильин в эпизодической роли местного пастуха.

Теперь главное: почему я назвал фильм тяжелым и чернушным. Нет, я не считаю все социальные драмы чернухой. И даже бандитские истории не все чернушны. Чернуха, на мой взгляд, это когда абсолютно все персонажи фильма, как главные, так и второстепенные, представляют собой некий паноптикум уродов. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но все.

Кадр из фильма "Мусульманин" (1995)
Кадр из фильма "Мусульманин" (1995)

И если кто-то внезапно является не самым плохим человеком, то актёра надо загримировать так, что оторопь берёт. Или "придумать" ему какую-то "милую" чёрточку: например, если девушка оказывается чересчур положительной на фоне остальных героев, то пусть она будет лёгкого поведения, а мама героя внезапно (в сцене на кладбище) выбьется из образа и примется принуждать сына к выпивке... И даже пастух в эпизоде окажется с "особенностями развития"...

Однако фильм сильный, не смотря ни на что.

Полное оглавление 125 лучших постсоветских фильмов

Полное оглавление 125 лучших советских фильмов