Данная публикация продолжает обзоры российских фильмов с 92 до наших дней. Подборки сделаны из тех фильмов, которые я видел.
14. Подмосковные вечера (1994), режиссёр Валерий Тодоровский. В главных ролях Владимир Машков (Сергей), Ингеборга Дапкунайте (Катя), Алиса Фрейндлих (Ирина Дмитриевна).
Практически все режиссёры, рассказывая о своем втором (или втором после успешного) фильме, вспоминают - как это было трудно. Причем, трудно не только (и не столько) снимать, но даже и выбрать тему.
Я бы тут сказал, что тема "второго" касается не только творчества в широком смысле, но и любого дела - причем, суть тут не в самом деле, а в ожиданиях окружающих, в назойливом внимании и вопросах (в том числе молчаливых). Это сравнимо с игрой в шахматы, когда за спинами игроков стоят болельщики, мгновенно реагируя на ходы, подсказывая, хваля, сокрушаясь и так далее. Невозможно сосредоточиться, а отсюда - много ошибок.
Поэтому легко понять Валерия Тодоровского, "зависшего" после картины "Любовь", собравшей немало призов. Он стал многообещающим. Да и, как к сыну "того самого" Тодоровского к нему тоже было внимания приковано немало.
Поиски завершились после принесенного сценария по мотивам повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Одним из авторов сценария был не кто попало, а сам Говорухин.
Сам Валерий Петрович рассказывал:
После фильма "Любовь" я испугался... у меня начался дикий страх. Я не понимал - что снимать, как снимать, у меня были сомнения - а надо ли мне что-то снимать... Я просидел года два в потерянном состоянии. И в этот момент Марина Шептунова, сценаристка, та самая, которая писала "Катафалк" (первый фильм Валерия Тодоровского - прим С.К.), принесла мне сценарий, написанный вместе с Говорухиным. Для него. Принесла со словами, что Говорухин передумал его делать.
Я прочел - хороший сценарий. Но при чем тут я? Но я тогда подумал, что мне надо вылезать из кризиса, в котором я нахожусь, а в этом сценарии есть всё, чтобы попробовать себя профессионально, понять - режиссёр я или нет...
Фильм "Подмосковные вечера" переносит события лесковской "Леди Макбет" в современность - естественно, с учетом особенностей времени. Катя Измайлова, её страсть к молодому любовнику... и убийства, убийства, убийства...
Подробнее о фильме можно прочитать по ссылке.
15. Мусульманин (1995), режиссёр Владимир Хотиненко. В главных ролях - Евгений Миронов (Николай), Нина Усатова (его мать), Александр Балуев (его брат Фёдор).
Деревенский паренек Коля Иванов, проходя срочную службу в Афганистане, пропал без вести. Семь лет спустя стало известно, что он жив - попал в плен, был приговорён к расстрелу, но в последний момент выкуплен местным жителем - стариком, потерявшим сына. Николай фактически заменил ему сына, а также принял ислам, одновременно взяв себе мусульманское имя Абдулла.
Николая никто специально не освобождал - по его уверениям, живя у старика, он был свободен: просто не хотел возвращаться. Но однажды парень услышал голос. "Возвращайся в свой дом" - сказал ему этот голос. И Николай вернулся.
Конечно, дома его ждали - мать и брат Фёдор. Отец не дожил до этого дня. Может, и к лучшему - ведь вернулся не Колька, а Абдулла - ортодоксальный мусульманин, принципиальный в своей религиозной позиции и противопоставивший себя всем. Сельчане возмущались, семья Ивановых стала практически изгоями, но со временем к странному Кольке привыкли и уже не донимали.
И мать приняла его таким, и девушка, которая любила его до ухода в армию, приняла, вот только брат не принял. Упрямства у обоих - хоть отбавляй: и если Колька упрямо не желал отступаться от своей веры, то Федька упрямо желал вернуть брата в лоно, так сказать, христианства - причем, методами отнюдь не христианскими...
Фильм "Мусульманин" производит тягостное впечатление - и дело не в драматичности сюжета, а в откровенной чернушности при изображении жителей родного села Николая. Я долго сомневался - стоит ли эту картину включать в список лучших.
Уж слишком она неоднозначная. Не знаю - что хотел сказать всем этим режиссёр Хотиненко: сам-то он утверждает, что снял очень христианский фильм и для христиан. И напоминает, что Николай - тоже не ангел.
Да, это так. Николай - не ангел, он ровно такой же монстр, как и его брат. Даже хуже - брат, хотя бы, не ханжа, в отличие от Коли-Абдуллы, который, например, наряжается в "белое пальто", отказываясь идти за ворованными кормами для коровы, но спокойно отпускает больную мать таскать эти мешки. А потом спокойно пьет молочко от коровы, накормленной ворованными кормами.
Чем дальше я смотрел, тем больше негатива вызывал у меня герой Евгения Миронова - и не потому, что мусульманин, а потому, что ханжа, трус, высокомерный негодяй, дрянной сын и... предатель.
Не веру он предал, конечно, - какая там была вера у советского мальчишки, в 1986-м году призванного в армию. Не был он никогда христианином, не смотря на крещение и наличие крёстного (впрочем, этот момент удивил меня отдельно - его крестили в конце 60-х, получается? Серьезно?). Мать он предал, прежде всего. И брат Фёдор это чувствует, но, не умея сформулировать свои ощущения, колотит Кольку за ислам.
Актёры, играющие центральных персонажей, великолепны. Однако лично на меня наибольшее впечатление произвёл Балуев - он настолько перевоплотился, что я его не узнал. Также в фильме снимались Евдокия Германова в роли Веры, невеста Николая, Иван Бортник в роли его крёстного (и абсолютно мне не понравилась игра Бортника), Владимир Ильин в эпизодической роли местного пастуха.
Теперь главное: почему я назвал фильм тяжелым и чернушным. Нет, я не считаю все социальные драмы чернухой. И даже бандитские истории не все чернушны. Чернуха, на мой взгляд, это когда абсолютно все персонажи фильма, как главные, так и второстепенные, представляют собой некий паноптикум уродов. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но все.
И если кто-то внезапно является не самым плохим человеком, то актёра надо загримировать так, что оторопь берёт. Или "придумать" ему какую-то "милую" чёрточку: например, если девушка оказывается чересчур положительной на фоне остальных героев, то пусть она будет лёгкого поведения, а мама героя внезапно (в сцене на кладбище) выбьется из образа и примется принуждать сына к выпивке... И даже пастух в эпизоде окажется с "особенностями развития"...
Однако фильм сильный, не смотря ни на что.
Полное оглавление 125 лучших постсоветских фильмов
Полное оглавление 125 лучших советских фильмов