Интервью с сопредседателем Комитета по торговой недвижимости РГУД, исполнительным директором SRV в России Ольгой Болотниковой.
– Каково краткосрочное и долгосрочное влияние коронакризиса на рынок торговой недвижимости?
– Мы понимаем, что COVID никуда не исчезнет в ближайшем будущем, это связано как с текущим ростом заболеваемости, так и с долгосрочными последствиями, которые будут отражаться на деятельности торговых центров. Уже сейчас можно выделить некоторые последствия, связанные с потребительскими предпочтениями и активностью. Например, падение доходов населения и опасения, связанные с коронавирусом, сдерживают потребительскую активность. Предпочтения смещаются в сторону районных ТЦ и магазинов у дома, небывалыми темпами растет доля онлайн-торговли. Мы также видим, что посещение торговых центров стало более целевым.
Конечно, отмечу, что на первый план выходят вопросы безопасности в торговом центре. Управляющие компании должны не только сделать свой ТЦ безопасным, но и донести это до потребителей и надзорных органов. Мы прекрасно понимали это несколько месяцев назад, и нам нужна была комплексная оценка SRV как управля-эющей компании, чтобы знать: ТРЦ под управлением SRV — безопасны. Поэтому ТРЦ «Жемчужная Плаза» и ТРЦ «Охта Молл» прошли сертификацию COVID-19 COMPLIANT. По результатам сертификации у ТРЦ показатели очень хорошие (хорошим считается показатель 89–92% соответствия меж- дународному стандарту). ТРЦ «Жемчужная Плаза» получил 95%, а ТРЦ «Охта Молл» — 92%.
– Как Вы оцениваете федеральные и различные региональные меры поддержки отрасли в условиях ограничений?
– Торговая недвижимость не была отнесена к наиболее пострадавшим отраслям, в связи с этим мы не могли воспользоваться мерами поддержки.
– Произошел ли в крупных городах массовый исход арендаторов из ТЦ? За счет чего его удалось избежать?
– В наших торговых центрах не было массового исхода. Для того, чтобы поддерживать хорошие отношения, мы старались максимально наладить коммуникацию с арендаторами и применить к каждому индивидуальный подход.
В первой половине года арендаторам, которые имели право работать, мы давали послабления в виде скидок. С большинством арендаторов, закрывшихся на период ограничений, мы договорились о компенсации операционных расходов арендодателя. Были и арендаторы, насчет которых мы сомневались еще до ограничений — по поводу их эффективности и желания работать в наших ТЦ. Тогда мы садились за стол переговоров и с кем-то расходились обоюдно. Но такие ситуации можно рассматривать скорее как возможность открытия новых интересных брендов в ТЦ. За этот период у нас случилось несколько подписаний.