Каждый человек привыкает к определенным условиям жизни, которые становятся для него обычными. Он знает, что нужно делать и как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Однако бывают случаи, когда люди попадают в сложные непредвиденные ситуации, требующие от них неординарных решений. Такие ситуации могут возникнуть в любой момент, и человеку очень важно не растеряться. Известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич считал, что люди должны уметь предвидеть опасность, по возможности избегать её, и при необходимости — точно действовать.
От решительных действий в критические моменты зачастую зависит жизнь человека. Конечно, дать совет, что делать в конкретном случае, невозможно, оказавшемуся в сложной ситуации самому придется принимать решение. Но у человека подготовленного и знающего, как выходили из затруднительных положений другие люди, больше шансов принять правильное решение.
Известен случай, когда в 1974 году при аварии самолета В-707 в Паго-Паго (Самоа) из ста одного пассажира лишь пятеро остались в живых. Выжить в экстремальной ситуации им помогло точное знание инструкции. Перед полетом эти пассажиры внимательно ознакомились с правилами поведения при аварии и потому в критический момент воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как все остальные устроили давку, пытаясь выбраться через обычный выход.
Зачастую экстремальные ситуации возникают помимо воли человека. Это могут быть различные природные явления: землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, наводнения, штормы. Помимо своего желания человек попадает во всякие аварии. Но бывают случаи, когда люди добровольно выбирают риск. Для каскадеров, альпинистов, парашютистов борьба с опасностью становится профессией, и они добровольно проводят немало времени в экстремальных ситуациях.
Люди, добровольно выбравшие жизнь в экстремальных условиях, — личности неординарные. Их жизнь наполнена массой интересных событий, в сложнейших ситуациях они проявляют смелость и отвагу, умеют в критические минуты здраво мыслить и рассуждать, у этих людей есть чему поучиться.
Не секрет, что успех или неудача экспедиции во многом зависит от людей, которые принимают в ней участие. История многочисленных зимовок, полётов в космос, длительных путешествий показывает, что в ситуациях тяжёлых, экстремальных люди часто проявляют себя совсем по-другому, чем в обычных условиях.
Анатолий Дмитриевич Папанин, наш известный полярник, вспоминал, что в трудную минуту его всегда поддерживало дружеское участие товарищей.
На папирусной лодке «Ра» под началом Тура Хейердала собралась весьма разношерстная команда — представители многих стран. И тем не менее, они отлично ладили друг с другом.
Не всегда отношения между людьми в экспедициях были такими безоблачными. Весной 1881 года исследовательское судно «Протей» доставило на остров Элсмира на далеком севере Канады, американскую экспедицию под командованием лейтенанта Грили. Уже к концу первой зимовки между американцами сложились совершенно невыносимые отношения. Экспедиция почти целиком состояла из солдат, которые не имели никакого представления о трудностях Крайнего Севера. Они не разговаривали друг с другом, а сам Грили общался со своим помощником только письменно. Кстати, этим помощником был известный путешественник. Правда, побывал он до сих пор лишь в тропических странах.
В 1898 году корабль «Бельжика» зазимовал у берегов Антарктиды. Люди, забившиеся в тесные каюты, копили друг на друга злобу и недовольство. Шли дни за днями... Один человек сошёл с ума и выпрыгнул за борт. Другой с топором набросился на штурмана экспедиции Руальда Амундсена.
Позднее к Амундсену, уже известному путешественнику, обратился за советом Ричард Бэрд, который собирался в полярную экспедицию. Знаменитый исследователь посоветовал коллеге проявить крайнюю осторожность при подборе экипажа. Бэрд был так напуган вспышками умопомешательства, что прихватил с собой в плавание 20 смирительных рубашек — для особо буйных исследователей...
Совершенно дикие случаи происходили на кораблях, которые огибали знаменитый мыс Горн — южную оконечность Южной Америки. На судне «Баярд», которое только-только оставило за кормой злополучный мыс, не выдержали нервы у лейтенанта. Выскочив из каюты с топором в руках, он принялся рубить канаты, а когда ему попытались помешать матросы, набросился на них. Спустя некоторое время пятеро дюжих моряков подкараулили лейтенанта у передней мачты, которую он с остервенением рубил, скрутили его и поместили в трюм. Бедняга умер через два дня.
Английское судно «Джесси Осборн» также проходило близ мыса Горн, когда с одним из матросов случилось помешательство. История не сохранила имени этого моряка, но бед на своем корабле он наделал немало. Вооружившись стамеской, он с ловкостью обезьяны вскарабкался на мачту и стал резать корабельные снасти. Боцман вызвался остановить безумца и полез за ним. Сумасшедший тяжело ранил боцмана, тот с трудом спустился на палубу. Корабль продолжал свой путь в водах Тихого океана, а обезумевший матрос всё сидел на мачте. Прошло пять дней, на протяжении которых матрос отказывался принимать еду и питье, а лишь кричал: «Я сделаю так, чтобы все вы пошли на дно!»
Капитан корабля был человеком благоразумным, он мог бы давно одним выстрелом убить разбушевавшегося матроса. Но он хорошо понимал, что в открытом море такой поступок вызовет много пересудов, а по приходе в родной порт капитана может ждать суд. Лишь когда в видимости судна появился ещё один корабль, капитан решился и, громко прокричав: «Прошу быть моими свидетелями», трижды выстрелил из револьвера. Безумного матроса поглотили океанские волны...
Даже самых опытных путешественников изматывают трудности. Нансен шел к полюсу вместе со своим большим другом Иогансеном, с которым они были знакомы уже не один десяток лет. Но поход оказался долгим и тяжелым. Путешественники изнемогали от усталости и от... общения. Они теперь обращались друг к другу не иначе как «Господин начальник экспедиции» и «Господин главный штурман». А ведь это были друзья! По-разному переносят общество людей разные путешественники.
Уильям Уиллис, избороздивший на своих судах не один океан, писал:
«Человек нуждается в общении с себе подобными, ему необходимо с кем-то разговаривать и слушать человеческие голоса...»
Зато другой моряк-одиночка, Чичестер, совершенно не переносил человеческого общества, потому и выходил в океан один. Он прекрасно чувствовал себя среди волн, в компании рыб и птиц и совершенно терялся, когда возвращался в родную гавань.