Ранее я рассказал и показал, почему начал делать адаптер мотоблока Нева-МБ23. Как уже сделал к нему мост и раму. Как сделал полуоси для установки колес от автомобиля на сам мотоблок.
Март-май 2020 года. Узел перелома и поворота.
Я ранее объяснял, что занимаюсь всем этим делом только по выходным. Потому что живу в городе. А в деревне много чего надо делать 😀 Поэтому постоянно есть несколько дел, с разными приоритетами. Непосредственно над адаптером немного трудился, чистого рабочего времени мало было, но в целом по времени "растянуто" сильно получается. К тому же, пришел май 2020 года. Там посадки всякие, там я начал делать теплицу. По этой причине с начала мая 2020 работы по адаптеру вообще приостановились на неопределенное время.
Но сейчас рассказ все-таки про период с марта по май 2020 года, когда я занимался узлом перелома и поворота. Возвращаемся в то время.
Для начала надо определиться с техзаданием на этот узел.
Это ТЗ было определено изначально и звучало кратко: необходимо состыковать адаптер и мотоблок таким образом, чтобы они могли как поворачиваться относительно друг друга в горизонтальной плоскости, так и вращаться относительно продольной оси. При этом не допускается изгиб этого узла в вертикальной плоскости, это должно быть ограничено механически. И это должен быть какой-то простой, недорогой, но эффективно работающий узел.
Зачем нужен этот узел? Во-первых, он позволит получить контакт всех 4-х колес при всех разумных условиях эксплуатации. Надо учесть, что тут нет никаких рессор или стоек, все колеса достаточно жестко связаны с мотоблоком или адаптером. Во-вторых, надо ж поворачивать как-то. Тут две половинки минитрактора поворачиваются относительно друг друга, вместо поворота рулевых колес. Замечу, что такое решение используется даже для больших и мощных тракторов.
Нет, я не планирую делать всё настолько же крупно и мощно 😁 Но вот сам принцип да, однозначно тот же самый.
Посмотрел на ю-тубе много узлов перелома и поворота от различных самодельщиков. Делают и для адаптеров, и для полноценных минитракторов. Тут используются и крестовины карданов, и колесные ступицы, и просто набор трубок и стержней сваривают. Ну и, само собой, кто-то делает сложные конструкции с использованием подшипников. Это уже для серьёзной техники.
Лично мне больше понравилась идея использовать поворотный кулак и ступицу от легкового автомобиля. "Дёшево и сердито".
Для начала взял этот комплект от ВАЗ-2108. Естественно, что бэушный 😁 Но тут нарисовалась проблема. Внизу есть шаровая опора, а вот сверху имеется крепление только для стойки. Поэтому взял шаровой шарнир от какой-то рулевой тяги, приварил... Долго варил. Потому что один-два раза электродом "тыкнул" - надо дать остыть. Чтобы начинку шарового шарнира не испортить. Да, у меня получилось всё приварить. Также наварил усилители. Естественно, те же пластинки 2.5*4 см 😀, оставшиеся от изготовления забора. Их мне надолго хватит, для подобных целей.
В итоге получился вот такой франкенштейн
Сделал. Походил вокруг. Подумал. Попил чаю. Еще раз походил. Еще подумал... Потом поднял вверх правую руку и бросил её вниз со словами: "да пошлО оно всЁ!". Убрал куда-то в дальний угол. И занялся какими-то другими делами. Благо дело, их было много в очереди.
Затем купил рулевой кулак и ступицу от заднеприводного ВАЗа. С одной стороны, он больше подходит для этой цели. Но, с другой стороны, ось вращения, проходящая через шаровые опоры, не находится в плоскости вращения ступицы. Это сделано специально, для машины "самое то, что доктор прописал". Но в моём случае не совсем хорошо. Впрочем, не сильно и большое отклонение. Не критично 😀 Переживём как-нибудь.
Ну а дальше была просто рутинная работа. Режем, варим, иногда думаем 😉 Немножко посчитал размеры, приварил на переднюю часть небольшую раму из того же профиля 40*60, что и основная рама сделана. Сделал П-образный профиль из уголка 50*50. Профиль нужен был широкий, поэтому сварил куски уголков, вставив между ними кусочки, вырезанные из этого же уголка. Те самые прямоугольнички 2.5*4 см, о коих упоминал несколькими абзацами выше. Получил П-образный профиль ровный, с равной толщиной по всей плоскости. Можно сказать, даже красивый 😀
Конструкция получилась вот такая.
Сверху и снизу установлены П-образные кронштейны, расстояние между ними с точностью до пары миллиметров совпадает с расстоянием между плоскостями крепления шаровых опор. В кронштейнах вырезаны места для установки шаровых опор. Просверлены отверстия для винтов крепления этих шаровых опор. Берём поворотный кулак вместе с шаровыми опорами, втискиваем в подготовленное место, крепим винтами... Всё, узел готов!!! Всё вращается и поворачивается так, как надо.
Конечно, надо еще со стороны мотоблока делать ответную часть. Чтобы можно было состыковать адаптер и мотоблок. Это будет сделано, но попозже. Там уже даже кое-какие запчасти подготовлены.
Наиболее дотошные читатели скажут, что такая конструкция может привести к вращению/скручиванию на угол 90 градусов, то есть либо адаптер ляжет на бок при стоящем мотоблоке, либо мотоблок ляжет, а адаптер будет стоять ровно. В самом критичном и комичном случае адаптер ляжет на один бок, а мотоблок на другой. Нет, не будет так, уважаемый дотошный читатель! 😁. Я тут установлю ограничители наклона. Градусов до 30-40, наверное, допущу скрутку. С пружинами, чтобы чем больше угол, тем больше было сопротивление со стороны пружин. Конструкцию пока не продумал до конца, но знаю, что это будет.
Также замечу, что переварил рулевой рычаг. Отрезал часть и приварил по-другому. Чтобы он стал покороче. Иначе рычаг не вписывался в кинематику устройства. Будучи же укороченным, он проходит в окно, образуемое рамой.
Рулевой механизм
Место установки рулевого механизма было определено опытным путем сразу же после завершения работ по созданию узла перелома и поворота.
Сам рулевой механизм имеет на корпусе индекс ВАЗ 2101. Это видно, кстати, на одной из фотографий.
Кронштейн крепления рулевого механизма я сделал из П-образного профиля. Профиль, в свою очередь, сделан из профиля 50*50, изготовленному аналогично кронштейну установки узла перелома и поворота (см. чуть выше в тексте). Приварил его к раме. Очень даже хорошо всё получается 😁 И смотрится хорошо, и жесткость отличная.
Вырез слева внизу нужен обязательно. Зачем - это лучше показано на другой фотографии, дальше в статье.
На фото далее: общий вид в сборе: узел перелома и поворота, рулевой механизм, рулевая тяга. Все гайки просто наживлены от руки, но детали уже все на своих местах!!! Всё работает, крутится-вертится-поворачивается.
Всё то же самое, вид сзади. И тут становится понятно, зачем в кронштейне слева внизу сделан вырез. О коем я чуть ранее говорил. Там проходят рычаг и гайка крепления шарового шарнира от рулевого механизма! Без этого выреза в кронштейне просто не будет ничего работать.
Ну и вся та же конструкция, вид сверху.
Тут осталась только одна мелочь. Рулевая тяга должна быть на пару сантиметров короче. Тогда среднее положение в рулевом механизме полностью соответствует среднему положению узла поворота. Сварка рулИт! 😀
По состоянию на конец 2020 года это всё, что было сделано для адаптера. Я планирую доделать всё до начала сезона 2021 года. Чтобы можно было уже "рассекать" 😁 Минимальный набор, что надо сделать (ссылки на то, что уже сделано, есть в конце статьи):
- установить руль (уже куплен, к нему надо сделать рулевую колонку)
- установить сиденье (уже куплено, тоже б/у)
- перенести ручки газа и сцепления на рулевую колонку
Всё, можно ездить! Правда, передачи придется переключать на мотоблоке.
Впрочем, для получения полноценного адаптера надо будет сделать еще ряд операций, выполнение которых можно немного "растянуть по времени", не прерывая надолго эксплуатацию адаптера:
- сделать и установить подрамник на мотоблоке
- проверить и "довести до ума" тормозные механизмы
- установить три педали: сцепление (движение вперед), движение назад, тормоз
- под ногами сделать удобную площадку, согласованную по расположению с педалями
- установить механизм включения заднего хода без переключения коробки передачи; будет включаться нажатием на педаль
- установить тросы стояночного тормоза на задний мост
- сделать крылья на все колеса
- покрасить всё - можно даже кисточкой 😉
- ...а может и еще что-то забыл включить в список...
Дополнительный перечень прибамбасов, которые надо будет также сделать самому когда-нибудь в обозримом будущем, включает в себя:
- активная фреза, с приводом от мотора мотобура и цепляемая сзади; привод от двигателя мотоблока туда прокинуть можно, но как-то муторно совсем получается
- специальная подвеска сзади, как для крепления активной фрезы, так и для подвески плуга
- газонокосилка с приводом от двигателя мотоблока, устанавливаемая спереди; продают такие достаточно дорого, мне нет смысла покупать
===
Статьи, связанные с данной статьёй:
Задний адаптер мотоблока: концепция и начало изготовления
Соединил адаптер и мотоблок, начал устанавливать рулевую колонку
===
Подписывайтесь на канал! Будет интересно и познавательно.
И не забывайте лайкнуть/плюсануть, если понравилось.
На канале имеется содержание, для быстрого поиска любой темы и вообще для понимания того, что интересного тут можно найти.