2020 год прошёл, а у многих туристов так и остались оплаченные путёвки, которые перенесли на те же сроки, только 2021 год. Но скоро будет ровно год, а ситуация не стабильна. И, возможно, некоторые страны так и не откроют перед нами свои гостеприимные двери.
Что же делать туристам в этом случае, если например тур был в Тунис, а об открытии его и речи нет, а с последними беспорядками в стране и подавно о нём можно забыть. Перенос тура невозможен, а возврат средств предусмотрен правительственным постановлением № 1073 в конце 2021 года. И опять двадцать пять и тура нет и денег нет.
И это самая большая головная боль турагентов, которые напрямую контактируют с туристами и ищут пути решения из сложившейся ситуации. Подбирают другие варианты замена тура, согласовывают, выслушивают, да что там греха таить, на них пришелся основной удар, в том числе и гнев от туристов. Но надо не забывать, что они такие же заложники ситуации, как и все.
И так как такая ситуация не одна, директор #pegas touristik Анна Подгорная дала комментарии по этому поводу. Что турист в праве перенести свой неистраченный депозит на любое другое рабочее направление и доплатить или получить на руки разницу в туре. Но если такой вариант не устроит, то не нужно дожидаться конца 2021 и незамедлительно получить свои деньги.
Это конечно хорошо, что многим туристам вернут деньги, это даже не обсуждается. А вот турагентов это поставит под удар. Объясню почему.
Турагенства работают и живут на комиссию за тур от туроператора. Как правило, комиссия составляет 10% от стоимости тура (берем стандартный случай). И если тур стоил 10 000 рублей, то турагенство получит 1000 руб. Конечно многих туристов начинает душить жадность и они обращаются на прямую без турагенства к туроператору и (если оператор добросовестный) получают тур за те же 10 000 рублей.
А вот турагенство может из своей комиссии дать скидку, что бы привлечь туриста. Хотя многие ТО стали прописывать этот пункт в договорах, что бы все соблюдали свои правила.
Чтобы турагенство держалось наплаву (аренда, зарплата, прочие офисные расходы) надо продать ни один и ни два тура. У туроператора тоже расходов много, но у них доход и объемы. И одно дело, когда речь идет о переносе тура и поездка состоится, то турагент бесплатно отрабатывает, свою давно уже потраченную комиссию, так как много месяцев простоя, тоже нужно было выживать. А когда идет речь о возврате денег за тур, то тут встает вопрос комиссии.
С одной стороны, турагент полностью выполнил свою работу по подборке тура и сопровождения клиента в этом долгом пути, подборе тура по замене.
С другой стороны если тур не состоялся, то турист хочет получить полную стоимость.
Конечно все решается в индивидуальном порядке, но уже существует судебная практика, так как многие туристы подали в суды для возврата денег. В некоторых случаях суд оставляет право турагенту за его комиссию, в некоторых суд обязует вернуть комиссию, бывает и третий вариант, когда возврат комиссии возлагают на туроператора. Все происходит в частном порядке.
Но одно дело, когда это частный случай, другое если это будет массовый возврат средств. Выдержат ли удар турагенства? Тем более на них еще лягут расходы на заказные письма с документами, а их надо отправить по разным туроперам.
Такие дела.