Найти в Дзене
Анатомия Сна

Почему ребенок боится засыпать один

Оглавление

Психолог Алла Ильина рассказывает, что делать, если ребенок боится засыпать один.

Родителям важно определиться с тем, что происходит на самом деле. Действительно ли ребенок чего-то боится, или страхом он называет что-то другое. Если возраст позволяет, поговорите с малышом о том, как он сам раскрывает тему страха. Что для него страх, и как он выглядит. Может выясниться в процессе разговора, что страхом он называет совершенно другие вещи: перенапряжение, скуку, желание подольше быть рядом с родными и т д. При разговоре желательно обращать внимание на то, какими «страхами» ребенок оперирует. Если каждый раз это разный страх, разные, абсолютно не связанные друг с другом ситуации, причины и волнения, то скорее всего вы имеете дело не со страхом, а с другими проявлениями невротизации ребенка.

Если речь все-таки идет именно о страхе, то он будет конкретным. Ребенок скажет, что ему страшно, когда темно, потому что там что-то (чудовище, ничего не видно, и т д). И еще очень важный момент. Бывает так, что достаточно несколько дней или вечеров перед сном посвятить разговорам о самочувствии и настроении ребенка, и ситуация начнет улучшаться. Ведь ничто не будет столь действенным для наших детей, как искренние внимание и забота близких людей.

В отношении детей всегда работает принцип: если у ребенка что-то не так, коррекция должна идти в первую очередь через родителей. Две позиции родителей могут сформировать реакцию страха у ребенка. Гиперопека. Если родители окружили ребенка такой заботой и вниманием, что он «не падает, и не ошибается», то скорее всего страх засыпания не заставит себя ждать. Ведь оказываясь один физически ребенок чувствует себя брошенным и незащищенным. Отстраненность. Это антипод гиперопеки. Если на ребенка возлагают слишком большие надежды в виде ожиданий, что он уже «большой», все может сам, в том числе и засыпать, и справляться со своими переживаниями, то чувство незащищенности сформирует реакцию страха.

Прежде чем разбираться с ребенком и его состояниями, лучше всего объективно оценить себя как родителей на предмет гиперопеки или отстраненности. Решения в данном случае просты: или добавить опеки, или дать постепенно больше свободы. Ключевое тут – постепенно и осознанно, вдумчиво, наблюдая за тем, как эти изменения сказываются и где их граница.

Как реакцию страха формируют события и как помочь малышу избавиться от страха, читайте в журнале «Анатомия Сна»