- 1.Не кипятитесь и не стремитесь ответить тут же гневной репликой.
Возьмите паузу, чтобы успокоиться и подумать, благо общение через социальные сети это позволяет. Иногда обидчик сам, видимо одумавшись, удаляет свой пасквиль.
(Кстати, в некоторых случаях этому способствует и аккуратное упоминание статьи 153 ГК Республики Беларусь «Защита чести, достоинства и деловой репутации» — это не выглядит очень остроумно, но весьма действенно).
2. Не уходите в ответную агрессию в комментариях, не стремитесь отплатить той же монетой.
Именно этого и ждут тролли и хейтеры. Если вы скатитесь в оскорбления, они, как минимум, увидят, что задели вас. Помните, кто вы и что вы делаете. А троллинг — удел слабых и бедных. Не только духом.
Как-то о пианисте Либераче написали мерзкую критическую статью, а потом даже перезвонили, чтобы поинтересоваться, задела ли она его. Музыкант ответил: «Да, прочитал. И очень хохотал, пока ехал в банк за своим огромным гонораром».
3. Приём «Согласен» спасает в ситуации, когда сложно что-то придумать вообще.
Просто повторите за хамом его слова, сказанные с издевкой, но совершенно серьёзно. Это его дезориентирует — спорить ведь не с чем.
Уинстон Черчилль был в регулярных неладах с Бесси Брэддок — женщиной-политиком из лейбористской партии. Однажды она прилюдно заявила, что Черчиль пьян. Он согласился: «Всё верно. А вы уродина. Завтра утром я протрезвею. А вы так и останетесь уродиной».
Честно скажу, как преподаватель по этикету, считаю этот ответ довольно хамским, хотя получилось красиво. Мне больше нравится этот пример: иностранный дипломат увидел, что Линкольн в своём кабинете начищает себе ботинки и насмешливо бросил, чего это он сам натирает свою обувь. На что тот спросил: «Да, а чьи ботинки чистите Вы?»
Бывает, собеседника в праведном гневе невозможно унять, он строчит и строчит комментарии по тысяче знаков. Но в конце-концов он же выговорится и успокоится. И вот тут, когда он будет уверен, что поставил вас на место, кратко напишите: «Извините — не дочитал. Уснул на середине. От чуши меня клонит в сон».
Как-то в парламенте выступающий обратился к Черчиллю: «Господин Черчилль, Вы можете не спать, когда я разговариваю?» Черчилль: «Не могу. Вы меня усыпляете».
5. Используйте приём «интеллектуального айкидо» — согласитесь с соперником, доведя его позицию до абсурда.
Как-то Фаине Раневской молодая актриса жаловалась, что хотела бы в спектакле носить на шее настоящий жемчуг. «Все будет настоящим, — парировала Раневская. — И жемчуг в первом действии, и яд — в последнем».
В Твитере Джоан Роулинг однажды получила совет перестать рассуждать о политике: «Сосредоточьтесь на писательстве, пожалуйста. Для политики у вас недостаточный IQ». Писательница парировала: «Сейчас же завершаю свою президентскую кампанию, если вы перестанете писать». Тут же кто-то решил блеснуть осведомленностью и написал, что вообще-то она не может избираться, — президентом США может стать лишь тот, кто родился в стране (видимо, человек не понял шутку). Ответ Роулинг: «Ого, даже не знала. Теперь, наверное, придется стать папой римским».
6. Схожий с этим приём — применить логику рассуждения хама к другому вопросу.
Американский шоумен Джо Пайн славился своей язвительностью и провокационными вопросами. Бытовало мнение, что причиной этому был комплекс неполноценности — Пайн перенёс ампутацию ноги и ходил с протезом. Однажды в 70-е годы на шоу к нему пришёл Френк Заппа, носивший длинные волосы.
Пайн: Полагаю, длинные волосы делают вас девушкой.
Заппа: Полагаю, деревянная нога делает вас столом.
7. Другой способ «уйти с линии огня» — проявить «заботу» или представить, что комментатор нуждается в помощи, чтобы заполучить обсуждаемое свойство или оказаться самому в ситуации.
Однажды мне написали, что я хожу на светские мероприятия и рекламирую представленные там бренды за еду. На что я посоветовала обидчику не расстраиваться так и предложила следующий раз напомнить мне, чтобы на приеме я припрятала и для него в клатче кусок торта.
Джоан Роулинг написали в комментариях к ее посту:
— Рад, что прочитал эту статью на Yahoo. Теперь я сожгу все ваши книги и фильмы по ним.
— Ну, дым от сожженых DVD-дисков может быть токсичным. К тому же, ваши деньги все равно у меня — так что вот, держите мою зажигалку.
8. Если тролль сам навязывает вам советы или учит жить в грубой форме, поблагодарите его за внимание и посетуйте на то, что его опыт, конечно, ценный, но вам не подходит.
Как-то под моим постом о сложности работать из дома или кафе мне посоветовали отправиться на кладбище. Мол, там тишина и никто не отвлекает. Я ответила: «Спасибо, что делитесь своим опытом, но боюсь он мне не подходит: я предпочитаю находиться в компании людей, у которых ещё не высохли мозги».
9. Приём, чтобы отразить некрасивое сравнение с собственным примером: скажите, что вам жаль, что эти славные времена человека уже в прошлом.
Два афинских стратега — Алкивиад и Перикл частенько веселили современников своими перепалками. Как-то старший Перикл сказал: «Когда мне было столько же, сколько и тебе, Алкивиад, я тоже так рассуждал». На что тот ответил: «Жалко, что я не знал тебя тогда, ведь это были твои лучшие годы».
10. Отлично работает и отзеркаливание оскорблений.
Марку Твену регулярно приходили письма от недоброжелателей, где они изливали все своё недовольство на писателя. Но однажды ему пришло письмо, где на листке было написано всего одно слово: «Свинья». Твен на это ответил в одной газетной заметке: «Я регулярно получаю письма без подписи, но недавно мне пришло послание лишь с именем автора».
Бонус: тролли часто прячутся за вымышленными именами и ненастоящими фотографиями. Они сидят в тени и оттуда кидаются какашками. Всегда можно их этим подразнить.