Моему младшему сыну в месячном возрасте сделали УЗИ тазобедренных суставов и вынесли вердикт - дисплазия. К ортопеду. К нему я законопослушно и отправилась. Немногословный ортопед покрутил ребенка, буркнул - Шина! - и достал из ящика странную конструкцию из фланели, напоминающую шорты на бретелях со вшитой палкой снизу, не дающей ножкам ребенка смыкаться.
Вот, фотографируйте. Сошьете и будете носить. Повторный прием в 5 месяцев. До свидания.
Эмм... Шить я не умею от слова совсем, но мать, повторюсь, законопослушная, и при помощи швейной машинки и такой-то матери через пару недель требуемая конструкция была мной воспроизведена. Примерка состоялась, и мне не понравилась. Во-первых, эстетическое наслаждение от созерцания ребенка в конструкции мне явно не светило. Во-вторых, при желании (а желание было) ребенок вполне мог свести ножки вместе - палка сьезжала то назад, то вперёд. Ну ладно, сказали носить, будем носить... Памперс поменять - сняли. Костюмчик нарядный - не надели. Купаться - сняли. Так прошло несколько месяцев.
В пять месяцев на контрольном приеме ортопед была явно недовольна, но по-прежнему немногословна. Что-то буркнула, выписала направление в ортопедическую клинику. Было начало марта, клиника находилась в часе езды на машине. Я засунула в автокресло ребенка в комбинезоне и отправилась в клинику. В клинике сделали рентген и точно так же отрывисто (сговорились, что ли?) буркнули - в гипсовую!
Ну ладно, в гипсовую так в гипсовую... А да́льше случился шок. Ребенка забрали и через несколько минут вынесли... В гипсовых штанах по пояс.
Напомню, был март. В комбинезон загипсованный ребенок не влез. В автокресло тоже. К счастью, со мной была моя мама, и назад я ехала с черепашьей скоростью, пока мама держала на руках голого ребенка в мокром гипсе, завернутого в ее шубу.
Далее были все стадии проживания горя за час. Шок, отрицание, гнев и тп. На стадии гнева я полезла в интернет и спустя пару часов нашла альтернативу ужасному гипсу. Для этого пришлось поехать в другой город, но это неважно. Лечение длилось год, и было в итоге успешным, но в силу возраста ребенка без побочных эффектов мы не обошлись - дисплазия была вылечена, но на память осталась деформация ног, вызванная уже непосредственно ношением распорок. Неприятность куда менее критичная, чем возможная инвалидность и операция, но тем не менее.
О чем эта история. О недостатке коммуникации, раз. Дорогие врачи, у вас язык бы отвалился, что ли? Если б вы потратили пять минут своего драгоценного времени на объяснение неопытной маме, что действовать надо быстро, раз, распорку носить не снимая, два, и что лечение, начатое максимально рано, будет максимально быстрым и максимально эффективным, три, в отличие от лечения, начатого три месяца спустя.
О том, что может быть поздно, два. После года лечить дисплазию консервативным путем уже бесполезно, только оперативно. Операция - и полгода минимум того же гипса. А потом ещё операция, на второй сустав. И опять полгода гипса. В то время как лечение, начатое в трехнедельном возрасте, успешно закончится уже в три месяца, и не повлечет за собой никаких отрицательных последствий, а отличие от лечения, начатого позже.
И про поиск специалиста наверное, три. В итоге я его нашла. И был он отнюдь не рядом, и даже не в моем городе. И был не бесплатным, разумеется. И чтобы его найти, мне потребовалось время.
Спасибо этой истории, что была в моей жизни. Теперь я, как специалист в области речи, стараюсь доносить информацию родителям максимально полно и понятно. И точно так же стараюсь донести и информацию о последствиях - что и для коррекции речи может быть поздно. Что иногда нельзя ждать, совсем.