Найти в Дзене
Владосовы Мнения

Почему стоит перестать бояться настольных ролевых игр и начать в них играть [Мнение]

Оглавление
Арт из Divinity: Original Sin 2, основанной на Dungeons & Dragons
Арт из Divinity: Original Sin 2, основанной на Dungeons & Dragons

Если среди открывших этот текст есть постоянные читатели моего канала, то они знают, что в последнее время я СЛИШКОМ увлёкся настольными ролевыми играми (TRPG или НРИ). И дело не ограничено одними "Подземельями и драконами", мне просто интересно стало исследовать этот совершенно новый для меня мир развлечений.

В последнее время, настольные ролёвки всё больше и больше появляются на слуху в массовом медиа. Dungeons & Dragons, как самая популярная игра, так вообще переживает ренессанс. Этот текст я хочу адресовать людям, которые никогда до этого с подобным форматом "развлекухи" не сталкивались, но либо хотели попробовать, либо что-то слышали, но ничего не понимали. Данжен мастеры-ветераны вряд ли найдут здесь что-то полезное. Вступительное слово сказано. Поехали.

-2

Что такое и зачем?

Пойдём издалека. Что такое настольная ролевая игра?

По сути, это смесь привычной многим компьютерной RPG и театра. У настольной ролевой игры нет никакой цели, кроме как скрасить досуг компании из нескольких человек (как, собственно, и у любой другой игры). Основное требование для игры – люди, готовые не просто убить время, перекинувшись картами в "Дурака" или, боже упаси, сыграть в "Монополию", но ещё и открыть для себя актёрское ремесло, вжившись в роль выдуманного им персонажа. Если вы, или кто-то из ваших игроков, считаете такого рода занятие детскими забавами и "бредом", ничего хорошего из игры не выйдет. Это первый столп, на котором строится игра.

-3

Итак, у вас есть группа из нескольких человек, готовых дурачиться и кривляться друг перед другом просто ради того, чтобы всем было весело. Что дальше? Необходимо найти самого ответственного и любознательного из вас. Если вы читаете сейчас этот текст, то с вероятностью 99%, этим человеком будете вы.

Этот человек становится "гейм-мастером", или в простонародье "ведущим". В разных системах название этого термина может отличаться, но суть остаётся неизменной – Мастер ведёт игру в нужное русло и управляет всем, что находится в воображаемом мире игры.

-4

Все знают, что профессор Толкин выдумал Средиземье в качестве "сказки" для своих детей. Лишь в последствии "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмариллион" были оформлены в виде книг. Мастер в настольной ролевой игре это Толкин, а игроки – капризные дети, которым рассказывают историю. Капризные они потому, что могут влиять на события, происходящие в этой истории, посредством своих персонажей, вписанных в эту историю. Мастер должен подстраиваться под каждое изменение и действие, совершённое игроком, чтобы вся история не рассыпалась. А чтобы капризные дети не захотели обрушить на Средиземье красный космический корабль с орками, существует свод правил игры или система. Этот свод правил и называется настольной ролевой игрой в привычном понимании.

Ролевые системы

У нас есть компания и вы определились с Мастером. Что дальше? Определить, во что вам и вашим друзьям будет интереснее всего играть. Для начала стоит определится что вам больше интересно: тактика или история. НРИ сегодня делятся по этому критерию на тактические и сторителлинговые. Для игры в первые вам понадобятся карты с полями для боёв, фишки, миниатюры и много чего другого. Во вторых же всю атмосферу Мастер создаёт устной речью. Кому-то по душе первое, кому-то второе. И никакой роли здесь не играет ваш возраст и статус. В НРИ могут играть как дети (не во все, разумеется), так и взрослые.

Так уж вышло, что стереотипный игрок в НРИ это человек, фанатеющий по фэнтези. Связано это с тем, что самые популярные ролевые системы основаны именно на фантастический сеттингах. Если вас это устраивает, то система Dungeons & Dragons, как самая популярная и наиболее понятная – для вас.

-5

Но если не так уж ваша компания и фанатеет от классического фэнтези про "борьбу бобра с ослом"? Современные НРИ предлагают сеттинги на любой вкус и цвет.

Хотите мрачное будущее, где крупные корпорации заменяют собой государственную власть? Есть возродившийся, благодаря проекту CD Project RED, Cyberpunk 2020.

-6

Фанатеете от творчества Говарда Филипса Лавкрафта и Америки начала прошлого столетия? Берите Call of Cthulhu или Trails of Cthulhu. Первая посложнее в правилах и многогранна, а вторая ориентирована на детектив (есть отдельный материал на моём канале).

-7

Обожаете космические ужастики в духе классических частей "Чужого"? Есть официальная Aliens: The Board Game или более гибкий Mothership.

-8

Любите сериал "Очень странные дела" и мистические 80-ые в духе произведений Стивена Кинга? Есть Tales from the Loop, которая недавно была переведена и издана на русском как "Тайны эхосферы".

-9

Хотите мрачную современность с налётом мистики? Антология World of Darkness, включающая в себя наиболее известный Vampire: The Masquerade вам в помощь.

-10

Любите восточный колорит? Ознакомьтесь с Legend of The Five Rings, построенной вокруг китайской, корейской и японской мифологии.

-11

Не хотите утруждаться знакомством с незнакомыми вселенными? Есть целая куча игр по известным всем франшизам: Star Wars, Star Trek, The Witcher, Fallout, Pokemon и многое другое. И даже если оно не издано официально, всегда можно найти фанатские "моды" ("Homebrew" на профессиональном жаргоне) на всем известные системы.

Лист персонажа для Fallout на основе 4 редакции GURPS
Лист персонажа для Fallout на основе 4 редакции GURPS

Не хотите связывать себя какими-то заранее готовыми рамками, а хотите создать свой мир? Fudge, Fuzion, GURPS, FATE и ещё много других сводов правил к вашим услугам.

Даже если вы не нашли среди приведённого здесь списка что-то, что вас заинтересовало, можете отправится бороздить просторы интернета собственными силами. Вы удивитесь, сколько самых разных и необычных настольных ролевых систем сейчас существует.

Арт из настольной ролевой игры Ryuutama
Арт из настольной ролевой игры Ryuutama

Рулбуки и проблемы Мастера

Как только ролевая система выбрана, всё что вам нужно, чтобы познакомится с ней: прочитать её рулбук. Как правило, это одна книга, в которой могут быть от 50 до 500 страниц, в зависимости от сложности и вариативности системы. Мастер обязан ознакомится со всей книгой в общих чертах и выучить весь раздел, связанный с игровой механикой. В идеале после этого стоит подкрепить теорию просмотром партии в настолку на Ютубе, чтобы понять как всё работает на самом деле.

"Книга игрока" 5 редакции D&D, как самый популярный рулбук в мире на данный момент
"Книга игрока" 5 редакции D&D, как самый популярный рулбук в мире на данный момент

Основная задача игроков – создать для игры своего персонажа. Делается это по тому же самому рулбуку. Для этого обычно отведён специальный раздел книги. Лучше всего создавать под чутким присмотром будущего Мастера, чтобы не возникло непредвиденных ситуаций.

Как Мастер, если ваши игроки не знают что они хотят отыграть, попросите их вспомнить своих любимых киношных или игровых героев. Если у игроков есть пример того, в чьей шкуре они хотят оказаться, им будет гораздо проще соответствовать своей роли. Когда персонаж "набросан", игрокам нужно заполнить "листы персонажа", в соответствии с правилами.

Лист персонажа для 3.5 редакции Pathfinder
Лист персонажа для 3.5 редакции Pathfinder

Где взять рулбук? В идеале купить физическую копию, разумеется. Но как по мне, отдавать 1-4 тысячи рублей за книгу, которая тебе может никогда больше не пригодится (игрокам не понравится играть вообще, мастеру не захочется в это всё ввязываться, система правил скучная, внезапный карантин) весьма неприятно. PDF'ки с правилами можно найти по всему интернету, если знать где искать. Большинство из них, разумеется, на английском языке, но самые популярные ролевые системы (DnD, VtM, Pathfinder и т.д.) давным давно переведены на русский если не официально, то как минимум фанатами. Оригинальный электронный PDF, как правило, можно приобрести и легально, но цена будет такая же, как у физического издания в долларах.

В зависимости от того, в каком формате (онлайн или IRL) вы с друзьями решили играть, вам может также понадобится дополнительный инвентарь и реквизит.

Если играете онлайн, тут всё просто. Вам нужно средство связи и виртуальный стол (в который может быть встроено средство связи). Для виртуальных столов, как правило, используются 2 наиболее популярных варианта: Roll20 для игры через браузер или Tabletop Simulator как самостоятельное приложение. Есть ещё, например, Astral Tabletop с большим функционалом, чем базовый Roll20, но гораздо более требовательный к железу. Больше вам ничего не понадобиться, ибо всё необходимое в виртуальных столах уже предусмотрено: листы персонажей, кости, линейки, пишущие принадлежности, музыкальные плееры и т.д. Если заинтересовались организацией в Roll20, вам может помочь другой материал на канале.

Если решили собраться за реальным игровым столом, как это и задумано создателями правил каждой игры, то готовьтесь немножко потратиться дополнительно. Распечатать листы персонажей, иметь пишущие принадлежности, наборы костей разных номиналов (можно использовать генератор случайных чисел на телефоне, но эй, кидать реальные кубы куда приятнее). Если выбор пал на тактическую игру, нужно распечатать карты, иметь какие-нибудь опознавательные фишки для персонажей игроков и персонажей Мастера, разлинованное поле для боевых действий, линейку и много чего ещё, если игра приближена по духу к классическому варгейму. Можно обойтись полнейшей абстракцией, в которой вы рисуете карту на салфетке, а фигурки игроков заменяете семечками или орешками, но согласитесь, это не так интересно.

Сценарий

Мастер выучил правила, подготовил листы персонажей игроков, необходимый реквизит и все назначили время общего сбора. А как играть-то? В рулбуке никаких сценариев развития событий нет.

Тут Мастер игры должен выбрать один из двух подходов, для формирования сценария вашей игры: взять готовый или написать собственный.

Обложка приключения "Hoard of the Dragon Queen"
Обложка приключения "Hoard of the Dragon Queen"

Для новичков лучше всего взять готовый. Сценарии могут по разному называться в зависимости от системы (приключение, модуль и т.д.), но суть у них одна – предоставить Мастеру максимум информации и событий, по которым игроки могут пойти. Информация начинается полезными сведениями о сеттинге сценария, в какую сторону он развивается, какую информацию игрокам нужно дать в начале, а какую стоит давать постепенно и заканчивается подробными картами замков с описанием предназначения каждой комнаты.

Делятся сценарии условно на кампании и ваншоты. Кампании – длительные приключения на несколько партий. Ваншот – коротенькое приключение, рассчитанное на 3-5 часов и не связывающее Мастера сложностями его вписывания в текущую кампанию. Многие популярные системы имеют официальные сценарии для начинающих игроков и Мастеров, можете найти их.

Для поиска приключений можете воспользоваться каталогом thetrove.is, в котором собраны все (ну или почти все) книги и хоумбрю по любым настольным-ролевым системам. Естественно, это не информационный сайт, а лишь хранилище, так что информацию о каждой книге придётся искать либо отдельно, либо открывать и смотреть вручную. Разумеется, наличие всего этого там не совсем легально и всё на английском языке.

Создание собственного сценария – сложное и неблагодарное дело. Мастеру недостаточно будет знать правил игры, ему предстоит изучить дополнительную литературу по ролевой системе, чтобы прописанный им сценарий был интересен и раскрывал механику игровой системы с лучших сторон. Вам предстоит всё продумать до мельчайших деталей, если хотите, чтобы ваш мир можно было назвать "живым". К тому же, это занимает невозможно большое количество времени. И самое обидное, что игроки могут попросту проигнорировать целые заготовленные сюжетные линии, даже не дойдя до их старта.

"Книга Мастера" 5 редакции D&D
"Книга Мастера" 5 редакции D&D

Тем не менее, работать над собственным миром по правилам ролевой системы невероятно увлекательно, если душа ваша лежит к творчеству. Воплощайте свои самые смелые идеи и выкидывайте их на игроков, заставляя их удивляться, насколько продуман ваш игровой сценарий. Вы не получите от своих трудов ничего кроме эмоций самого разного спектра и постепенного выгорания. Но не всё ли в нашей жизни бессмысленно? Творчество хоть как-то скрашивает наши серые дни.

Процесс игры

Итак, вы подготовили сценарный план, полностью с ним ознакомились, ваши игроки пришли в назначенное время на игру и вы готовы начать. Как это сделать? Для себя я выделил несколько правил, которые могу посоветовать новичкам.

  1. Мастер, заранее сообщи игрокам, чтобы они не пользовались телефонами во время игры, если только это не срочный звонок. Ни один Мастер не любит, когда игроки пропускают его слова мимо ушей, а потом удивляются каким-то событиям, о которых Мастер предупреждал заранее. Игроки, отнеситесь к Мастеру с пониманием. Он потратил десятки часов подготовки на то, чтобы вы просто хорошо провели время. Уделите ему своё время без отвлечения на посторонние вещи.
  2. Мастер, держи наготове сценарий. Ничего страшного, если ты будешь читать текст с листа или экрана ноутбука. Это нормально. Но всё же старайся отходить от этого. Не налегай на чтение, а адаптируй имеющуюся информацию под удобный для тебя лад. На привыкание уйдёт не одна и не две партии, но когда ты начнёшь чувствовать себя уверенно, всё станет гораздо проще. Просто дело привычки.
  3. Игроки, если ваш Мастер только начинает вести игры, не старайтесь идти нестандартными путями и отыгрывать бомжей-убийц. Создайте классического для вашей ролевой системы героя, которого Мастер ожидает увидеть в своей игре. Идите по рельсам сюжета, которые Мастер вам заготовил и не отклоняйтесь от задуманного пути (грубить NPC, убивать мирных жителей в городах и тратить время на бессмысленные активности конечно весело, но Мастеру-новичку будет очень тяжело держать это всё под контролем, потому что "в сценарии этого нет"). Пусть это будет не так интересно отыгрывать, но Мастеру это сэкономит бесконечное количество нервов. Когда видите, что он стал увереннее, тогда можно отходить от канонов.
  4. Мастер, подготовь подходящую музыку. Без слов, просто инструментал. Музыка должна соответствовать настроению и сеттингу партии. Проще всего зайти на Ютуб, вбить в поиске "*название_игры* BGM". Как только включишь, и тебе, и игрокам станет заметно легче настроиться на нужный лад и начать отыгрывать свои роли.
  5. Если вы собираетесь за одним столом или с использованием веб-камер онлайн, с получением игрового настроя может помочь реквизит. Это могут быть шляпы, игрушечные мечи, плащи, приклеенные на лицо усы с бородой, что угодно. Отдельные детали образа ещё больше облегчают вхождение в роль, если они соответствует вашему персонажу. Не бойтесь выглядеть глупо.
  6. Мастер, не обделяй вниманием отдельных игроков. Все игроки одинаково важны для партии. Иногда можно давать больше возможностей какому-то одному игроку, но это должно быть обосновано. Никто не любит скучать за столом. У каждого игрока должна быть своя "минута славы". Поначалу это тяжело контролировать, но не сдавайся. Приходит с опытом.
  7. Не бойтесь чужого мнения! Скорее всего, в вашей партии не будет ни одного актёра, способного натурально исказить свой голос, перевоплотившись в другого человека. Это в любом случае будет звучать и выглядить нелепо и стыдно первый раз. Отнеситесь друг к другу с пониманием. Вы все тут собрались играть в ролевую игру. Если кто-то из игроков это не понимает, объясните ему "на пальцах". Если он всё ещё не поймёт, значит вам не по пути. Вам придётся преодолевать определённые эмоциональные блоки. И Мастеру и игрокам, но в первую очередь это касается Мастера (игроки вообще ленивые люди, вы скоро это поймёте). Не обязательно придумывать какие-то сложные манеры говорения и акценты. Просто старайтесь менять интонацию, темп и тембр голоса, чтобы можно было отличить одного NPC, отыгрываемого Мастером, от другого. Как только ваши игроки увидят ваши старания, им будет легче вжиться в роль самим. Повторюсь, это будет выглядеть нелепо и стыдно, но чем больше вы будете пытаться, тем лучше у вас будет получаться. И это уже начнёт натурально приносить удовольствие. А главное, вам с друзьями будет что вспомнить.
  8. Правила < Истории. Мастер, если в игре случается ситуация, которая противоречит правилам или не описывается в них вовсе, не паникуй. Творчество гораздо важнее правил. Правила системы носят рекомендательный характер и не имеют абсолютной власти над вашей игрой. Если случается ситуация, которая не совсем вписывается в правила, но было бы круто дать этой ситуации случиться, выдумай правила на ходу, но дай этому произойти. НРИ это совместное творчество. Получение удовольствия куда важнее строгому следованию каких-то правил, написанных 30 лет назад.

Надеюсь, этот свод советов поможет вам получить максимум положительных впечатлений от ваших первых партий.

Заключение

Главное, чего боятся все люди, не знакомые с НРИ – сложность. И это оправдано, чтобы начать играть, Мастеру нужно действительно потратить огромное количество времени. Чтобы начать получать удовольствие, нужно приложить усилия. Это не большинство современных видеоигр, развлекающих игрока с первых минут, заботясь о каждом его шаге.

Тем не менее, поняв как работает одна ролевая система, разобраться в другой вам уже будет значительно проще. Самое сложное здесь – начать и не бросить всё это дело на пол пути. Не сдавайся и у тебя всё получится! И касается это не только каких-то там настольных ролевых игр.

Успехов тебе, читатель. И спасибо за прочтение!