Сегодня праздник Богоявления (Крещения) Господня. Хотелось бы сказать в этот день об отношении к святой воде и об отношении к купаниям в проруби, поскольку именно с этими двумя темами праздник ассоциируется для многих.
Сначала о святой воде. Утром в храмах был совершен чин великого освящения воды. У нас в народе укоренился обычай пить святую воду натощак. В принципе, это хорошо, если человек из благоговения решает пить святую воду натощак, но если начинают объявлять это правилом Церкви, и говорить, что не натощак святую воду вообще пить нельзя, то это уже неправильно.
В Типиконе – книге, излагающей церковный богослужебный устав, - сказано:
"Пусть все знают о святой воде, что те, кто отлучает себя от нее из-за того, что поел [накануне], нехорошо делают. Ибо по благодати Божией [эта вода] дана для освящения мира, поэтому во всяких местах, и [даже] скверных, и повсюду ею кропится, даже и то, что под ногами нашими, - где же разум тех, кто говорит, что нельзя пить ее [если поел]? Знай же, что не из-за вкушения пищи приходит в нас нечистота, а из-за скверных дел. Будучи же чисты от них, да пьем без сомнения сию святую воду".
То есть, согласно Типикону, святую воду можно пить и не натощак. Конечно, если кто-то хочет сам пить только натощак, то это его право, но навязывать это другим как закон церковный, совершенно неправильно. И особенно если это объясняют тем, что, якобы, святая вода служит вместо причастия, и как перед причастием мы ничего не едим, так и перед принятием святой воды. Это совершенно неуместное сравнение, потому что ничто в этом мире не может быть уравнено с причащением Тела и Крови Господа, это выше всего.
Теперь что касается крещенских купаний. Это тоже не только не правило церковное, это даже и не благочестивый обычай, а скорее народная забава. В дореволюционной «Настольной книге священнослужителя» говорится, что
«в некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены.
Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Стоит добавить, что и Стоглавый собор 1551 года пишет о тех, кто «в навечерие Крещения Господня на нощное плещевание… сходились… - православным христианам не подобает тако творити».
Учитывая все это, неудивительно, что некоторые архипастыри высказывались критически об обычае крещенских купаний, например, митрополит Воронежский Сергий в 2010 году, епископ Домодедовский Евтихий в 2011 году, епископ Мелекесский Диодор в 2017 году. С другой стороны, есть и архипастыри, которые поддерживают данный обычай.
Подводя итог, можно сказать, что суеверные представления о том, что якобы купание в проруби очищает от греха или что оно может приравниваться к таинству крещения, совершенно недопустимы. Но если кто участвует в таких купаниях не из суеверных соображений и не в ущерб богослужению, а из желания приобщиться к народной забаве, и если ему позволяет здоровье, то это может быть допустимо.
Однако воспринимать купание в проруби как часть церковного благочестия или «подвиг веры» не стоит. Различные обычаи, которые сложились в нашем народе, далеко не всегда являются церковными правилами, и нужно иметь мудрость отличать одно от другого.