В последнее время я стал ощущать определенное непонимания людей вокруг: друзей, знакомых и даже коллег, в вопросе моей профессиональной деятельности. Мол, а чем конкретно ты занимаешься? Ответ на этот вопрос настолько же прост, насколько он и сложен, как в целом и моя профессия. Но обо всем по порядку.
Меня зовут Евгений Тейлор, я пишу музыку для рекламы, сериалов, кино, теле - шоу и прочего интересного и разнообразного медиа-контента. Таких специалистов, как я принято называть медиа-композиторами. Для того, чтобы стать профессионалом в этом направлении музыкальной индустрии необходимо овладеть множеством навыков начиная с непосредственно сочинения музыки, вплоть до коммуникаций и нетворкинга. Я постарался выделить ключевые компетенции, которым необходимо обладать, чтобы преуспеть в профессии.
Сочинение
Как бы глупо это не прозвучало, но вам действительно нужно знать, как сочинять музыку. Отличный способ научиться сочинять - не искать причин этого не делать. Просто занимайтесь этим каждый день. Мозг и его творческая составляющая - поддается тренировке, ровно как и ваши дельты с бицепсами. Сочиняйте каждый день и очень скоро вы станете делать это все лучше и лучше. Есть еще вариант, что вы попросту не можете не писать музыку и счастливы просто сидеть весь день за инструментом. Такой сценарий тоже приведет к быстрому росту. У меня например сработали оба подхода.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что вы будете совершенствоваться намного быстрее и с гораздо большей эффективностью, если сможете найти вещи, которые выталкивают вас из зоны комфорта. Например это могут быть специальные конкурсы для киномузыки. Так, например, в прошлом году я участвовал в конкурсе от НВО, где надо было написать музыку к одной из сцен сериала мир дикого запада. Пусть я и не выиграл, но это был хороший челендж, а результат работы не стыдно положить в портфель. Мое конкурсное видео по ссылке в описании. Зачастую в таких конкурсах даются конкретные темы или задачи, которые научат вас работать в ограниченных условиях. И поверьте ограничивать условия любой творческой деятельности крайне важно. Ограничения дают отличный результат. Это касается не только конкурсов, но и вообще, всей творческой и сочинительской работы. Ограничение по времени заставят вас быть эффективными, вы научитесь быстро принимать решения и делать выбор. Технические ограничения заставят вас использовать только то, что есть под рукой. Попробуйте например написать трек использую всего один аккорд или один инструмент или один звук и поймете о чем я говорю.
Аранжировка / Оркестровка
Аранжировка и оркестровка - это два жизненно важных навыка, и у них есть много пересечений. Традиционное определение термина “аранжировка” - это переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей. Аранжировкой также называют гармонизацию и инструментовку новой или хорошо известной мелодии. В то время, как “оркестровка” - это изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Однако в реальности эти определения стали настолько размытым, особенно с развитием цифровых рабочий станции и виртуальных инструментов, что я например совершенно перестал их разделять.
Самое главное, чему вы можете научиться в рамках создания аранжировок это мультижанровость. Чем большими техниками, стилями, жанрами и подходами вы овладеете, тем легче вам будет работать и тем богаче будет ваш музыкальный язык. Вторым по важности навыком я бы назвал ваш уровень владения цифровой рабочей станции или DAW. Будь то Лоджик, Кубэйс, Рипер или ФЛ-студио - не имеет значение. Важно то, насколько глубоко, быстро и эффективно вы владеете вашим софтом, потому что в современном композиторском мире аранжировка и оркестровка расширяются в MIDI-оркестровку и программирование инструментов, а это означает, что вам нужно знать, как оркестровать библиотеки сэмплов и заставить их звучать.
Чтобы максимально быстро научиться это делать вы можете найти партитуры к известным фильмам или классическим произведениям, забить их в DAW, а потом сравнить ваш результат с оригиналом. Чем ближе вы приблизитесь к оригинальному звучанию, тем выше будет ваш уровень владения DAW, а так же вы на личном опыте узнаете всё об инструментах, с которыми работаете, и об оркестровке, и об аранжировке, и о подборе тембров и звуков.
Звукорежиссура и технические навыки
Стоит уже признать, что композиторы в наши дни не могут просто передать режиссеру ноты произведения. Мол я тут вам всё придумал, а исполнять, записывать и сводить будет кто то другой. К сожалению так на работает. Композиторам приходится делать большинство этих вещей самим-особенно на старте карьеры. Поэтому вам нужно работать над своими производственными навыками:
- Программированием MIDI
- Звуковым дизайном
- Сэмплингом
- Сведением
И снова всё через практику. Чем больше трэков вы сводите, тем лучше у вас будет получаться сводить. Причем я бы разделил сведение на две глобальных категории - музыкальное сведение и техническое. Под первым я подразумеваю художественные решения для достижения вашего творческого результата. В то время как техническое сведение - это процесс прикладной технической работы, которую надо проделать, чтобы трек зазвучал. Например убрать вредные частоты в том или ином инструменте, почистить записи, подобрать подходящий компрессор.
В интернете полно информаци и обучающих видео на этот счет. Можете например зайти на канал к Илье Лукашеву, где он очень подробно и интересно рассказывает про звукорежиссуру. Ссылка будет так же в описании к ролику.
В настоящее время существует определенная тенденция к абсолютно монументальным и идеально чистым миксам. Это конечно же не плохо, но всё же я бы рекомендовал опираться на свой вкус и развивать чутье и чувство меры. Чувствуйте, что вы должны делать, что работает, для вас, а что нет. Зачастую меньше - значит лучше.
Еще одна тенденция, особенно у тех кто только начинает - это покупка плагинов. Всем, кажется, что покупка нового плагина мгновенно улучшит их сведение. Нет не улучшит. Знайте свое оборудование, выучите досконально то что у вас есть и скорее всего вам этого будет достаточно.
Будьте в материале
Вот тоже, вроде очевидно, но на самом деле очень много композиторов не интересуются средствами массовой информации, для которых они пишут. Они считают что нужно сосредоточиться только на музыке. Мое мнение, что важно помнить, что медиамузыка - это “комплиментарная форма искусства”. Я ни в коем случае не хочу принизить ценность поистине невероятных произведений искусства, которые порой создают медиа-композиторы, но все же, даже музыка великих комозиторов, которая работает полностью сама по себе, не всегда имеет место в медиа-пространстве.
Вам нужно понять, как создавать драму, а как комедию. Где должна быть кульминация сцены и как работает монтаж. Что должна чувствовать аудитория в тот или иной момент?
Ханс Циммер все время говорит о "истории", которую мы рассказываем с помощью музыки, и вы действительно должны понять это, прежде чем работать над проектом. Что привносит музыка к общему результату? Что вы конкретно добавляете?
Когда дело доходит до написания хорошей медиамузыки все упирается в то, как создать определенную эмоцию и какие эмоции вы должны заставить людей чувствовать.
Самосознание
С основными моментами разобрались, теперь давайте посмотрим какие еще навыки кроме непосредственно музыкальных вам нужно иметь чтобы преуспеть в профессии. Как медиа композитор вы должны знать несколько вещей о себе:
- Ваши сильные стороны
- Ваши слабости
- Понимать себя со стороны здоровья, в том числе и психического
Знание своих сильных сторон - поможет вам понять, над какими проектами вы сможете работать, как "продать" себя режиссеру или клиенту, и даст вам уверенность в том, чтобы продвигать себя вперед. Например если у вас есть мощный академический бэкграунд, а вам предлагают написать экспериментальный электронный трэк вы сможете трезво оценить ситуацию и запросить больше времени на написание трэка или вовсе отказаться.
Однако понимание своих слабых сторон возможно даже более важно, потому что это самый лучший повод начать развиваться и расти. Например изучить электронную музыку и добавить ее в свой арсенал к академическим знаниям.
Вообще здоровье это отдельный и обширный вопрос. Вы должны знать, что делает вас здоровым и активным. Некоторые люди могут спокойно бодрствовать всю ночь, работая, другие чувствуют себя лучше, когда ложатся спать в 10 вечера и просыпаются ни свет ни заря.
Вам нужно выяснить, что делает вас сильнее, и следовать своим собственным правилам. Иногда сочинение может означать изоляцию. Быть здоровым и счастливым поможет вам пережить любые темные или тяжелые дни.
Скоро буде вторая часть, а пока подписывайтесь! ;)