Во второй половине 1960-х годов режиссер Эльдар Рязанов умел снимать похожие по стилистике фильмы, которые собирали кассу и которые зритель полюбил. При этом, критики и коллеги, включая Леонида Гайдая, ругали Эльдара Александровича за вторичность и не оригинальность.
В 1966 году на экраны вышел фильм Рязанова «Берегись автомобиля», успешная комедия, на которую режиссер потратил много сил. Одни уговоры Иннокентия Смоктуновского заняли не один месяц и двух поездок на дачу утомленного работой актера.
После этого Эльдар Рязанов решил снять фильм, стилистически и композиционно схожий с его предыдущей работой. Отправной точкой для написания сценария Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским стала история об одном из служащих, который занял в кассе взаимопомощи деньги и потратил их на лотерейный билет.
На киностудии, где в те годы авторитет Рязанова был велик, сценарий утвердили с первой попытки. Главную роль режиссер снова намеревался отдать Иннокентию Смоктуновскому – не только проверенному актеру в кадре, но и человеку пунктуальному и полностью отдающемуся работе на съемках.
Но Иннокентий Михайлович от роли отказался, в очередной раз сославшись на усталость. И тогда Рязанов решил попробовать Евгения Леонова – мужчину, в которого влюбится не каждая женщина, но, при этом, настоящего народного артиста. Главная роль фотографа Владимира Антоновича Орешникова досталась ему.
Одного из главных персонажей фильма сыграл Евгений Евстегнеев, с которым режиссер тоже успел поработать на предыдущей кинокартине. Утверждать актера на роль начальство не хотело, официальная формулировка – далеко не идеален.
И тогда Эльдар Александрович пригласил барда Юрия Визбора, который при всей своей привлекательности и очаровательности не мог сыграть резкого и нетактичного человека. В итоге роль отдали Евгению Александровичу.
Роль Алевтины Васильевны Рязанов хотел отдать Алисе Фрейндлих, с которой давно намеревался поработать, однако та ждала ребенка, поэтому роль досталась молодой актрисе Валентине Талызиной. Эта была ее первая яркая роль в кино. До этого Валентина Илларионовна снималась только в эпизодах.
Открытием этого фильма стал молодой Георгий Бурков, который практически не был известен зрителю по фильмам, но много и хорошо играл в театре. Именно после выхода фильма «Зигзаг удачи» актера стали узнавать.
Большинство сцен фильма снимали зимой 1967 года в морозную погоду в Москве. Когда снимали на улице, то актеры, чтобы согреться, подбадривали себя алкоголем. Это сильно нервировало режиссера, который всегда стремился к идеальному порядку на съемочной площадке.
Когда на киностудии в присутствии критиков и коллег Рязанова отсматривали черновую версию фильма, но материал раскритиковали все, включая коллегу режиссера – Леонида Гайдая. Картину назвали вторичной, неяркой, без оригинального замысла. По этой причине «Зигзаг удачи» получил третью категорию и стал показываться в ограниченном прокате. Однако и там кассу лента собрала внушительную. Зрителю фильм очень понравился.
А Леонид Гайдай счел необходимым извиниться перед Рязановым. Правда, сделал он это очень оригинально, поместив в один из эпизодов фильма «Бриллиантовая рука» афишу «Зигзага удачи».
Сам Рязанов относился к своему детищу очень ровно и спокойно. Никаких громких и интересных историй, связанных с созданием ленты, он не вспоминал.
Подписаться на канал «КиноНытик»