Найти в Дзене
GrowthHacking

11 принципов, как получить нужный ответ, задавая вопрос

Правильно поставленный вопрос это нож, который острым концом разрежет умственный паралич, беспорядок мыслей, неуверенность и нежелание приниматься решение. Правильно сформулированный вопрос, это секрет получения ответа, который нужен. Читая разные книги и общаясь с коучамиу меня, в записной книжке получились 11 принципов формирования вопросов, поделюсь, может пригодятся.

Но давайте сразу оговорюсь, я работаю все таки с продажами и маркетингом, менеджерами и продавцами, и писать буду упоминая их, но в реальной жизни всё это так же работает.

1 — ПО ОДНОМУ ВОПРОСУ ЗА РАЗ

Часто можно столкнуться с менеджером, который выстреливает целый поток вопросов, ставя в недоумение и вызывая замешательство: на какой вопрос отвечать? на первый? последний? он с кем вообще разговаривает, я ничего не понял!? Чаще всего ответ прилетает, на тот вопрос, на который было проще всего ответить, и который был самым бесполезным.

Всегда только один вопрос. Получили ответ, и можем переходить к следующему. Так рождает диалог и обсуждение.

2 — КРАТКОСТЬ И… КРАТКОСТЬ

Лучше приберечь нам с вами свое красноречие для мемуаров или любовных писем. Оборачивая простой вопрос в длинную красочную аллегорично метафоричную поэтично эпическую преамбулу, мы делаем тоже самое, что и задавая множество вопросов — перегружаем мозг и заставляем собеседника теряться! А нам ведь нужен ответ…

И еще один момент, который я заметил, если нас посещает неудержимое желание «облачить» вопрос в множественность слов, вместо простой формулировки — это характеризует нашу не уверенность в вопросе или в предмете разговора!

3 — ТИШИНА ЭТО ХОРОШО

Две секунды между вопросом и ответом — хорошо, а 4 трагедия и эту паузу сразу хочется заполнить. Обычно задающий вопрос человека начинает задавать уточняющие вопросы и наводить на ответ.

Но молчание оппонента это его мыслительный процесс, ему нужно время чтобы дать вдумчивый ответ. И если мы услышали молчание, значит мы только что попали «в цель» и задали правильный вопрос!

4 — ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

Открытые вопросы, это те на которые нельзя ответить да, или нет и требуется развернутый ответ. В продажах и в жизни открытые вопросы приводят к диалогу и обсуждению.

  • Этот фильм был хороший? — закрытый вопрос
  • Что вы думаете про это фильм? — открытый вопрос

В закрытых вопросах не ни чего плохого, но их нужно использовать своевременно, и об этом чуть дальше.

5 — ПОЧЕМУ? ДА ПОТОМУ!

Любой вопрос начинающийся с «Почему», «Почему вы» или «Почему бы вам не» несёт в себе предложение мотивации поступка или решения, что ставит отвечающего в обороняющуюся позицию и вынуждает его защищаться., вынуждая отстаивать идею, решение. или наоборот опровергая.

6 — ШЕСТЬ ВОПРОСОВ

Кто, что, где, когда, мотив, и как. Когда пишут роман и продумывают его идею, все 6 вопросов должны получить связанные ответы. В чем наш диалог хуже?

ЧТО и КАК — приглашают к диалогу и дают возможность другому человеку поделиться своими идеями. Остальные позволяют более точно понять происходящее и дают олее полное представление о происходящем.

7 — ОТ ШИРОКОГО К УЗКОМУ

Воронку продаж все знают. В диалоге тоже самое — начиная общаться с общих, открытых вопросов, максимально широко охватывающих тему, мы должны постепенно переходить в более узким, конкретным, чтобы уже определять и выводить те идеи из общения, что нам нужны.

  • «Что еще мы можем улучшить в нашей каше?»
  • «Какие из этих идей найдут больший отклик у покупателей?»
  • «Кто из покупателей быстрее среагирует на эти идеи?»
  • «Давайте выберем 3 ключевых идеи»

Вот так от максимально широкого охвата проблемы , мы пришли к её простому решению.

8 — ВЕС РЕШЕНИЯ

Если мы хотим перейти от обсуждения к конкретному действию, то нужно выяснить отношение к идеям, озвученным ранее. Очень часто вопросы «Что нам делать дальше?» только приводят к пустому взгляду напротив, чтобы этого не произошло, нужно побудить собеседника взвесить свои решения.

  • «Какие три идеи которые вам понравились больше всего?»
  • «Что из предложенного больше вам понравилось?»
  • «Чему вы отдаёте предпочтение?»

И уже после этого можно будет приходить к решению, что и как делать — когда человек сам выберет пути и поймет, что они ему нравятся!

9 -ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС = РЕШЕНИЕ

Закрытый вопрос, вынуждает выбрать или отказаться, и действовать согласно предложенному нами варианту.

  • «Вкус яблока кажется самым разумным для нашей каши, вы согласны?»
  • «Я услышала, что вас интересуют семена конопли и вы используете их в производстве, верно?»
  • «Ключевым фактором выбора поставщика, для вас является удобная логистика, я правильно поняла?»
  • «Ты завёл себе другую и больше меня не любишь, да ведь?»

Переходить к закрытым вопросам, лучше всего, когда уже известны варианты, ценность каждого или определены доминирующие и нужно побудить к принятию удобного для нас решения.

10 — ОТВЕТ В ВОПРОСЕ

За частую мы «зашиваем» ответ в сам вопрос и в тайне таким образом высказываем свое отношение о чем-то.

  • «Почему бы вам просто не сделать вот так?»
  • «Вам не кажется что вы не справляетесь со своими обязанностями?»
  • «Как рынок отреагирует, что у нас протеин из той же конопли, но 50%, а а конкурентов дешевле и 60%«

Это уже не вопросы, а утверждения с вопросительным знаком, и манипуляция в самой не прикрытой своей форме.

11 — ТРЕБОВАТЕЛЬНЕЙ К ВОПРОСАМ

«Если проведём для вас дегустацию шоколада из конопли, вы придёте?»

или

«Какой должна быть дегустация шоколада из конопли, чтобы пришли вы и вся ваша команда закупщиков и продавцов?»

В первом случае мы можем не достигнуть результата, так как получим видение лишь одного человека, а нам нужно получить максимальное одобрение. Кроме того в первом варианте мы придём со своим видением, как все провести, а не с тем как от нас ожидают!

Мы в каждый момент времени можем задать лишь один вопрос, поэтому мы должны предъявлять к ним более высокие требования:

  • Если у вас будет только 100 000 рублей на закупку продуктов из конопли, каким бы вы отдали предпочтение?
  • А если у вас есть только 10 00 рублей на закупку семя конопли, вы бы купили?
  • Как вы думаете сколько времени нужно вашей компании чтобы обсудить наше предложение?
  • Что именно хотела бы ваша компания увидеть в нашем предложении?

Вопросы должны давать возможность подумать отвечающему и дать максимально полный ответ.

Вопросы это ключи к пониманию, ключи к мудрости и согласию! Нужно пользоваться ими правильно и тогда любой ответ-дверь, получит свой вопрос-ключ, который его откроет!