Предлагаем прогуляться по типичному рынку 90-х годов. Практически во всех российских городах их облик был схож. На входе - бабушки с разной мелочёвкой - вроде солений, варений, мочалок и стелек для обуви. Стояли и в жару, и в холод, меняя под зиму платочки на тёплые шали.
На огороженной территории – бесконечные вещевые ряды и незабываемые:
- «Куртка нада!? Недорага!»
или
- «Джинсы на мальчика, берём!»
Решаешься примерить почти родные «Вранглер», «Левис» или дико цветастый свитер по просьбы мамы, огибая прилавок и заходя за свисающие на вешалках гроздья штанов и курток, снимаешь ботинки, встав на бессменную картонку. А эксперт по модам в потёртом джинсовом костюме обязательно скажет, что всё очень идёт, даже если не идёт совсем.
Игры и пираты
Нам - подросткам больше были интересны лотки с картриджами. Восьми и шестнадцатибитные звуки слышны уже за несколько метров вперемешку с последними музыкальными новинками. Если повезёт, игру можно быстренько потестировать на приставке, подключённой к маленькому чёрно-белому телевизору, но чаще, покупаешь просто – на удачу.
Аудио и видеокассеты – отдельная тема. «Новые альбомы» на рынке выходят быстрее, чем группа или исполнитель их успевали записать. Как правило, на обложку ставили название последнего ротируемого хита и добивали «альбом» старыми песнями. Но иногда пираты шли дальше и придумывали «студийные альбомы». Однажды мой приятель купил «Welcome to calypso» Scooterа. За исключением одного трека все остальные в нём принадлежали другим исполнителям. А поскольку треки были преимущественно инструментальными, качество записи оставляло желать лучшего, подмену поняли не сразу.
Помимо имеющихся в наличии кассет, продавцы предлагали услугу по записи. Можно было купить пустую кассету, выбрать в каталоге нужный альбом или фильм и тебе без проблем его записывали. Стоимость услуги приравнивалась к стоимости аудио или видеокассеты.
Наклеечные менялы
В середине 90-х на рынке меняли не только доллары по «выгодному курсу». Мы увлекались коллекционированием наклеек. Были популярны альбомы с боевыми самолётами, автомобилями, звёздами ФИФА и НХЛ. Коллекция могла составлять от 100 до 300 штук наклеек. Бытовала легенда, что, если собрать все и отправить производителю, можно получить приз: велик, музыкальный центр, видеокамеру часы и прочие предметы мечтаний подростков 90-х. И нужные никак не попадались. Они продавались в пачках по 5-10 штук, естественно повторялись, но заглянуть в пачку до покупки было невозможно. На рынках тусовались менялы, готовые с радостью обменять наклейки на не недостающие. Но брали за обмен доплату. Особенно «редкие наклейки» могли равняться стоимости 2-3 пачек. Были по всей видимости и очень редкие. Многим моим знакомым до коллекции так и не хватало 1-2 штук.
Киндер-спекулянты
Меняли и игрушки из «Киндер-сюрпризов». И тоже с доплатой. И не только меняли, но и продавали, изрядно спекулируя. Особый спрос был на фигурки: коллекции со львами, бегемотами и т.п. Их розничная стоимость порой в 2-3 раза превышала стоимость полного комплекта яйца с сюрпризом.
Если «киндер» в сборе стоил 3500 додеменационных рублей (после 97 года 3-5 рублей), отдельную игрушку продавали за 10-15.
А какие «рыночные» традиции 90-х запомнились вам? Делитесь в комментариях.
Также предлагаю вспомнить встречу 2000 года. Что предлагало нам телевидение судьбоносного 31-го декабря.