Иногда чувство вины - триллер похлеще нолановских. Ничего не понятно - откуда вина, перед кем появилась и куда её девать.
А иногда сюжет настолько незамысловатый, что похож на плакат в медицинском диспансере.
Бывают родители, у которых главные экзистенциальные категории - "прав" и "виноват" . Причём складывается именно так, что они - правы, а виноват всегда ребёнок.
- Так, кто это у нас кружку разбил? Ты не виноват, говоришь? Кошка виновата? Ну, сейчас мы всё узнаем!
- Туфли в школе куда-то исчезли? Сама виновата. Будешь теперь бабушкины донашивать.
- Марьиванна придирается? Значит, есть за что. Сам виноват, что так вышло.
- Собеседование не прошел? А кто виноват? Чего теперь жаловаться?
И вроде бы можно прекрасно обойтись без обвинений, просто пропустить этот момент, но нет, никогда не обходилось, и весь наш сложный и неоднозначный мир снова и снова сводился к ключевой задаче - найти виновника.
А дальше хоть трава не расти.
И потому не говорили в таких семьях ни о разности взглядов, ни о множестве правд, ни о замысловатых этических узелках, в которых, как ни старайся, а все равно как-то да запятнаешься. Вообще о трудном не говорили. Зачем, если есть только два цвета и две роли - правый и виноватый?
Потом ребёнок из этой семьи вырастает, заводит свою, и ему в голову приходит потрясающая мысль. “А что это я всё время в виноватых хожу? - думает он, - родителей-то рядом уже нет. Можно и самому подсуетиться. Кто первый завиноватил - того и тапки”.
А дальше он делает то же, что и его мама с папой, только отныне прав уже он сам. И никак ему не приходит в голову, что из этой двухмерной модели можно взять и выйти.