Найти тему

Как раскрыть речевые способности малыша? Как не пропустить важный момент. Зачем это нужно маме?

Как раскрыть речевые способности малыша?

Малыш появляется на свет и оповещает об этом мир своим криком. Это можно считать первой коммуникацией. По мере роста и развития ребенка его речевые способности совершенствуются, но их развитие одновременно происходит и последовательно, и скачкообразно.

Учеными доказано, что ранний период жизни малыша, от 1 до 3-х лет, считается самым благоприятным и динамичным для развития речевых способностей.

Каждая мама уже в первые два –три месяца понимает по характеру крика своего малыша о его удовлетворенности или недовольству. Примерно к трем месяцам малыш начинает активно гулить, а к пяти - появляется лепет. Первый год жизни ребенка, особенно период после 6-ти месяцев является периодом подготовки к активной речевой деятельности.

В этот момент мамам и близкому окружению ребенка важно вызывать интерес к окружающим предметам, предлагать ребенку их для самостоятельного исследования, т.е. вкладывать в ручки, ставить перед ребенком (например, чтобы малыш поворачивался, полз до игрушек). Затем малыш будет уже сам учиться брать в руки предметы, перекладывать, бросать их и т.п. Примерно на 8-9 месяце жизни ребенок начинает активно понимать обращенную речь, он стремится к контакту с окружающими его взрослыми.

Для последующего развития речевых способностей нужно помнить, что самым важными потребностями младенческого периода (до года) являются потребности в ласке и любви. В этот момент лучшими играми с малышами будут игры с пальчиками и ладошками («Сорока Белобока», «Ладушки» и т.п.), игры в прятки по типу «Ку-ку» (взрослый прячет сове лицо в ладони или накрывает легким шарфиком лицо малыша, убирает и говорит «ку-ку»), различные тактильные игры с подниманием и опусканием малыша («Полетели-полетели», «Прыг - скок»), поглаживание малыша и пропевание в этот момент песенок, разглядывание отражения в зеркале.

Самым удивительным периодом в развитии малыша является этап овладения самостоятельной ходьбой. Происходит он обычно в возрасте 1 года. Ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Ему все интересно, он больше двигается, мышечный аппарат укрепляется. Активные движения равно активизация речевых зон в головном мозге. (Зоны, отвечающие за движение и зоны речи близко расположены. Активизация одной приводит к активности соседней). В этот период не ограничивайте в передвижениях малыша. Конечно, нужно следить за безопасностью передвижений. Лучшими играми будут игры с мячом (катать от взрослого к малышу), игры с различными бытовыми предметами, имеющими разную фактуру (кастрюли с крышками, шуршащие пакеты, деревянные ложки, мягкие прихватки и т.п.).

Первые шаги.
Первые шаги.

В возрасте 2 - 2,5 лет у ребенка появляются первые фразы. Они еще очень простые, состоят из двух слов. Но такие долгожданные для родителей. Малыш может сказать: «Дай пи» (дай пить), «На коко» (на яйцо) «Мама па» (мам я хочу спать) и т.п.

По мере взросления ребенка его речь становится более совершенной, увеличивается словарный запас, звучание ее становится более внятным и понятным для окружающих. Ниже приведу несколько советов, как помочь малышам в раскрытии речевых способностей.

· Будьте эмоциональны. Улыбайтесь ребенку, используйте при общении различные интонации, жесты, мимику.

· Развивайте слуховое внимание. Приобретайте различные звучащие и шумящие игрушки (погремушки, стучалки, шуршалки и т.п.).

· Слушайте вместе с ребенком приятную музыку, различные детские песенки, подпевайте сами.

· По мере взросления ребенка обращайте его внимание на звуки окружающей среды, объясняйте и говорите, что звучало.

· Развивайте дыхание – дуйте на воду, перышки, пойте песенки вместе с ребенком и т.п.

· Предлагайте ребенку игры с различными сенсорными средами (вода, песок, крупа, дерево, пластилин, бумага и т.п.).

· Создавать активную речевую среду. Очень важно родителям и близким просто разговаривать с ребенком. Используйте для этого как обычные бытовые ситуации (одевание, раздевание, купание, приготовление еды и т.п.), так и создавайте их в игре.

· Читайте и рассказывайте ребенку небольшие стишки, пестушки и потешки.

· Обращайте внимание на те действия и занятия, которые особенно нравятся малышу, используйте их для активного речевого развития (например, ребенок танцует, а Вы поете. Ребенок подпевает Вам.).

Важно понимать, что все нормы речевого развития, описанные в статье, являются общими и условными. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается по своей траектории. Не стремитесь сравнивать детей между собой.

Если Вас, как родителя, что –то смущает в общем или речевом развитии ребенка, не стесняйтесь и просто обратитесь за консультацией к специалисту (логопеду, психологу или дефектологу). Специалист опровергнет Ваши сомнения или подскажет, что делать в той или иной ситуации.

Не жалейте времени на общении с ребенком. Помните! Все Ваши усилия обязательно дадут результат.

Катерина , логопед, дефектолог высшей квал. категории.

Финалист конкурса «Учитель года 2019».