Найти тему
BOTSADY.ru

Суйсеки — мир, воплощённый в камне

Камень суйсеки в Национальном дендрарии США
Камень суйсеки в Национальном дендрарии США

5 декабря в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» открылась экспозиция японских искусств, на которой в том числе представлены бонсаи и камни суйсеки. Трудно найти любителя садов, ничего не слышавшего о бонсай — древнем японском искусстве выращивания миниатюрных деревьев. А вот камни для созерцания суйсеки известны за пределами Японии значительно меньше, хотя сейчас это искусство, тесно связанное с бонсай, становится всё более популярным в мире.

Фото: Аптекарский огород
Фото: Аптекарский огород
Слово суйсеки (суисеки) происходит от слов «суи» — вода и «секи» — камень, дословно обозначая камень, пролежавший в воде, отшлифованный течением реки или морской волной, имеющий собственный неповторимый облик. Суйсеки нередко включаются в композиции с миниатюрными деревьями, но могут быть и абсолютно самостоятельным эстетическим объектом для любования и медитации.

Неподвижный камень здесь олицетворяет пассивную энергию инь, а поток воды является воплощением активного творческого начала ян. Так же, как и бонсай, искусство суйсеки изначально возникло в Китае, но затем распространилось вместе с китайским культурным влиянием в соседние государства. Японские, корейские и китайские мастера собирали уникальные камни на протяжении тысячелетий, самые древние и прославленные образцы суйсеки могут продаваться за внушительные суммы, сопоставимые со стоимостью настоящих драгоценностей.

Символика суйсеки очень многообразная и многозначная. Камень может олицетворять скалу, водопад, остров, озеро, утёс, дом, пещеру, человека, животное, птицу, рыбу, корабль, а может представлять собой полностью абстрактную фигуру. Некоторые камни даже имеют собственные поэтические имена — «Большая волна», «Красные горы» и так далее.

Разумеется, далеко не всякий необычный камень достоин считаться настоящим суйсеки. Для того, чтобы по праву называться так, камень должен отвечать целому ряду важных канонов.

-3

Размеры камней суйсеки бывает совсем миниатюрным — от трёхсантиметровых экземпляров и до весьма крупных образцов. Форма камня должна быть полностью природной, рукотворная обработка не допускается: японские мастера считают, что суйсеки можно только ласкать руками и взглядом. По аналогии с бонсай, суйсеки имеет фронт — сторону, обращённую с небольшим наклоном к зрителю. Камень должен иметь несколько пиков, главный из которых обращён к Небу и сдвинут вправо или влево относительно центра композиции, а второстепенные пики должны быть разными по высоте, и находится за главным. Основание камня должно быть широким и плавным и составлять около 33-38% от его высоты. Самые гармоничные и совершенные по форме суйсеки подчиняются универсальному правилу золотого сечения — основные линии должны делить камень в пропорции 3/8 или 5/8 по вертикали или горизонтали. Далеко не всегда образцы такой идеальной формы встречаются в природе, но при оценке красоты и уникальности камня могут играть роль и другие характеристики.

Важный критерий — эстетика текстуры поверхности: чем богаче, разнообразнее и живописнее текстура, напоминающая реку, цветущее поле, кору дерева или ледник — тем более ценным считается камень.
-4

Цвет камня не является главным критерием при выборе суйсеки, но несёт важную эстетическую функцию в восприятии композиции. В Японии больше всего ценятся чёрные камни, хотя в природе чаще всего встречаются разные оттенки серого. Серые экземпляры считаются «бесцветными», к категории цветных суйсеки относят красные, синие, пурпурные, золотистые, жёлто-красные и пятицветные камни. На некоторых минералах с возрастом образуется патина — «печать древности», такая особенность считается ценным достоинством камня.

Рисуночные камни составляют отдельную категорию. Естественный узор этих суйсеки связан с включением других минералов в основную горную породу, из которой состоит камень. В Японии рисунки на камнях традиционно принято ассоциировать с растениями и явлениями природы — растущим деревом, цветами, травами и плодами, луной и звёздами, дождём и молнией, снегом и так далее. Особенно ценятся образцы с рисунком, напоминающим хризантему — японский символ бессмертия. Иногда встречаются узоры на камнях, напоминающие шкуру животного, ползущих змей или спутанную рыболовецкую сеть. Допускаются красивые абстрактные картины, не ассоциирующиеся с каким-то определённым рисунком.

-5

Единственный вид обработки, допустимый для настоящего суйсеки — очистка от грязи после того, как камень был взят из природы. Мастера уделяют большое внимание правильной подаче камня как эстетического объекта, позволяющего зрителю в полной мере насладиться его красотой и оценить его уникальные особенности. Камни устанавливают в суибану — поддон из керамики, заполненный мелкими камешками, песком или водой. Другое распространённое приспособление для демонстрации суйсеки — дайза, представляющая собой деревянную подставку. Подставки и поддоны для камней не должны выглядеть слишком декоративно и пышно, чтобы не отвлекать основное внимание наблюдателя на себя, но должны выгодно подчёркивать эстетику суйсеки, составляя с ним единую гармоничную композицию. При установке камня в дайзу важен баланс и ощущение надёжности — камень не должен казаться падающим или утопающим в подставке.

Место находки суйсеки служит одним из методов классификации камней для многих коллекционеров. Большинство камней происходят непосредственно из Японии, традиционно их собирают в горных реках. Искусство суйсеки снискало немало последователей в США, среди образцов американского происхождения знамениты пустынные камни штата Калифорния. Пользуется известностью месторождение в Италии, в Лигурийских Альпах, где встречаются так называемые «паломбини» — тёмно-серые с голубоватым отливом камни «цвета голубя». Камни принято маркировать, указывая в специальном шифре место находки, рисунок, цвет, форму и иногда собственное имя суйсеки.

Фото: Аптекарский огород
Фото: Аптекарский огород
Для того, чтобы стать мастером суйсеки, не обязательно жить в Японии. Собирать коллекцию камней для созерцания может человек в любой стране мира, если ему созвучна философия этого древнего искусства, у него есть чувство прекрасного, любовь и внимательное отношение к природе, азарт истинного искателя. Мастерство и опыт помогают увидеть неповторимую красоту в обыкновенном на первый взгляд, запылённом булыжнике, и правильно показать эту красоту другим людям.