Найти в Дзене
Астрономия с Ауриэль

Где находится «Седьмое небо»?

Как давно люди начали интересоваться космосом? Несомненно, звёздное небо завораживало дух человека с незапамятных времён и продолжает завораживать и по сей день, ведь залюбоваться красотой звёзд может каждый, будь то простой школьник, или флегматик, работающий в офисе на скучной работе, или астроном, десятки лет изучающий космос, но не перестающий им восхищаться.
Обернёмся на тысячи лет назад.

Как давно люди начали интересоваться космосом? Несомненно, звёздное небо завораживало дух человека с незапамятных времён и продолжает завораживать и по сей день, ведь залюбоваться красотой звёзд может каждый, будь то простой школьник, или флегматик, работающий в офисе на скучной работе, или астроном, десятки лет изучающий космос, но не перестающий им восхищаться.

Обернёмся на тысячи лет назад. Всё, что человек не мог тогда объяснить, он объяснял с помощью сверхъестественных сил и божественного вмешательства. Люди заметили, что пять небесных светил ведут себя не так, как другие звёзды: они сияют, а не мерцают, и движутся по каким-то странным путям. Такие же странные пути были у Солнца и Луны. В итоге получилось семь блуждающих небесных тел. Древние решили, что все эти тела особенные и назвали их в честь своих богов. Например, римляне назвали «звезду», постоянно сопровождающую Солнце, Меркурием по имени вестника богов. Планета, излучающая золотистый свет, получила имя Венеры в честь богини любви и красоты. Зловещая красная «звезда» стала именоваться в честь бога войны Марсом, а самая яркая и безмятежно движущаяся получила честь назваться именем главы всех богов – Юпитером (кстати, викинги прозвали эту планету Одином, а греки - Зевсом). Примечательно, что древние не ошиблись, ведь Юпитер действительно «король Солнечной системы». Ещё люди заметили тогда одно интересное, неторопливо пересекающее небо, светило – этот медлительный, спокойно движущийся по ночному небу, объект получил имя бога времени – Сатурна.

Планеты сияют, а звёзды мерцают!
Планеты сияют, а звёзды мерцают!

Но древние даже не догадались тогда, что Земля тоже является планетой. Зато они придумали неделю: 7 теперь считалось священным числом. И каждый день стал называться по имени одного из этих семи блуждающих светил, о чём мы можем легко догадаться:

- Mo(o)nday – день Луны;

- Tuesday – вторник (в честь бога викингов Tюра. Римляне же назвали этот день в честь бога войны Марса);

- Wednesday – среда (происхождение названия этого дня недели относится к Римской империи, оригинальное название - dies Mercurii в честь бога Меркурия);

- Thursday- четверг (по имени Тора у викингов).

- Friday – пятница (в честь жены Одина – верховной богини Фригг у викингов);

- Saturday — суббота (в честь бога времени Saturn в древнеримской мифологии);

- Sunday – день Солнца.

Сколько лет прошло с тех пор, когда человек посмотрел на звёздное небо и задумался о природе небесных светил и устройстве нашего мира и попытался объяснить то, что он видел именно с научной точки зрения, а не с помощью очередного придуманного мифа или легенды? Никто точно не может дать ответа на этот вопрос. Пожалуй, всё «началось» с мыслей Аристотеля.

Аристотель
Аристотель

Ещё в 340 году до н. э. этот известный греческий философ в своей книге «О небе» впервые рассказал, что Земля не плоская, а шарообразная. Конечно, мы можем говорить об Аристотеле, потому что его мысли и имя сохранились на бумаге, но, возможно, и до него тоже кто-то об этом догадывался, только мы об этом вряд ли узнаем.

Итак, Аристотель привёл несколько аргументов. Во-первых, лунные затмения происходят тогда, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем. Тень от Земли получается круглая, а значит, что Земля – это «шар», а не «тарелка». Во-вторых, морские греческие путешественники рассказывали, что наблюдали за Полярной звездой и заметили, что в северных районах она находится на небе выше, а в южных – ниже. Аристотель догадался, что если идти на север, то Полярная звезда будет подниматься всё выше, а значит, Земля – шар. В-третьих, моряки снова помогли: если ждать корабль на берегу, то сначала увидишь флаги, затем паруса, и только потом сам корабль. Будь Земля плоской – мы бы видели сам корабль сразу же.

-4

На основе всего этого Аристотель решил, что Земля неподвижна и находится в центре Вселенной, а Солнце, Луна, звёзды и пять планет вращаются вокруг неё. Круги и круговые орбиты казались ему совершенным творением. Вдохновился этой идеей во II веке н. э. Птолемей и впервые на базе её создал первую космологическую модель: он считал, что существует семь небес – прозрачных сфер, в центре их находится Земля, и именно она приводит все сферы в движение. На самом дальнем седьмом небе находилась сфера неподвижных звёзд – таинственная область, где, возможно, находится царство богов. Попасть туда означало стать самым счастливым.

-5

И именно с тех пор число 7 стало счастливым числом, и в мире мы знаем очень много вещей, связанных с этой цифрой: 7 грехов, 7 добродетелей, 7 таинств, 7 алхимических тел, 7 дней недели и так далее. До сих пор люди верят, что это счастливое число и кто-то всё мечтает оказаться именно на 7 небе от счастья, даже не догадываясь о древнем учении о сфере неподвижных звёзд.

Так или иначе, развитие астрономии и науки поставило шах и мат нумерологии: Галилео Галилей открыл 4 спутника у Юпитера, значит, кроме семи обитателей в этих сферах есть ещё кто-то. Счастливое число 7 встало под сомнение, надо было во что бы то ни стало сохранить его репутацию! Решили не ронять его авторитет, переметнувшись с планет на спутники: у Юпитера их 4, у Земли – 1, Христиан Гюйгенс открыл Титан у Сатурна – 6, вот и отлично! А 7 останется тогда для Бога! Однако успокоиться нумерологам надолго не пришлось: спутники открывались один за другим, затем был открыт Уран, а после – Нептун. И все эти далёкие миры тоже имеют спутники. Так что число 7 привязывать к чему-либо уже стало бессмысленно. О первой космологической модели Аристотеля-Птолемея человечество упоминает, лишь когда в шутку произносится фраза: «Да ты на 7 небе от счастья!», ну или подобная ей.