Найти в Дзене
Чернильная кошка

"Китайская шаль", или как модная штучка может стать причиной убийства...

Коллаж автора. Исходники взяты из открытых источников (указаны ниже)
Коллаж автора. Исходники взяты из открытых источников (указаны ниже)

У меня довольно противоречивое впечатление от книг Патриции Вентворт.

С одной стороны, мисс Мод Сильвер (героиня Вентворт) сильно перекликается с мисс Марпл Агаты Кристи. В некоторых романах даже упоминается, что они были подругами. И это заставляет меня думать, что романы Вентворт были в свое время очень популярными и знаменитыми.

С другой стороны, сюжетно и структурно они очень прозрачны и незамысловаты. Ну да, скажете вы, привыкли вы, девушка, к изощренным сюжетным поворотам, как у той же Кристи или вот... Филлис Джеймс... Чего-то необычного вам подавай. Но есть же люди, которым просто хочется почитать что-то приятное холодными осенними вечерами за чашечкой чая... Вот, собственно, для таких людей и есть книги Вентворт.

В основном, они завязаны на любовной линии (“дева в беде”). И часто жертва в ее романах не вызывает ни уважения, ни жалости. Скорее, злорадство. Убийцу вычислить достаточно просто. Потому что есть герои, которым автор симпатизирует – они сразу исключаются. Из остатка выбирается самый безобидный - и попадешь прямо в точку. Чаще всего – это слуги (“убийца - дворецкий” — это вот отсюда).

Полиция выступает простачками, которые не могут связать логически цепь событий. И обязательно есть любовный треугольник… а то и два-три.

Но по сравнению с холодными, стильными и очень логическими романами Филлис Джеймс, которые очаровывают своей идеальной формой и напоминают изящную головоломку, у Патриции – скорее… мятный пряник.

Это не значит, что ее книги плохие. Просто - другие... Я бы сказала, очень женские. И в них есть свое очарование, хотя они явно не дотягивают до мэтров жанра.

Однако написать данную статью меня побудило не само творчество Вентворт, а одно из главных действующих “лиц” ее романа - “Китайская шаль”.

Вы удивитесь, но это и есть та самая злополучная китайская шаль. Она прямо-таки разбудила во мне жгучее женское любопытство. Ведь все действие романа так или иначе вертится вокруг нее.

И вот мне пришла в голову мысль, что же было в этом аксессуаре такого, что к нему приковано столько внимания?

Ну, и я, конечно же, полезла искать похожую вещицу...

Начнем с того, что шаль для модниц XIX века - вещь сакральная. Это уже в середине XX века - лучшие друзья девушек - бриллианты, а в те времена шаль, привезенная с Востока, и выкупленная за баснословные деньги - предмет зависти гостей и гордость владелицы. Бриллианты-то пусть не у всех, но есть, а шаль — это как трофей, добыть который не так-то просто.

-2

В начале XX века приоритеты, безусловно, поменялись. Но шали менее популярными не стали. Они вновь - дань моде, потому что увлечение Востоком выходит на новый уровень. Это эпоха ар-деко с его направленностью на “ориентализм” и отказ от массового производства в пользу уникальности, в моде, в частности, - ручная вышивка, обилие деталей, декорирование и т.д.

В 1923 году в Парижской Опере проводится так называемый Китайский бал (LeBalChinois), который и задал моду на все китайское.

Действие романа Вентворт приходится на начало Второй мировой войны, но учитывая, что шаль досталась Лоре Фейн, героине романа, от матери, - скорее всего, она относится как раз к данному периоду.

Так как же она выглядела?

-3

Итак, что у нас есть? Черная шелковая шаль с длинной бахромой и цветочной вышивкой. Бирюзовый, желтый, бордовый и изумрудный.

К сожалению, найти фотографии китайских шалей начала века не так-то просто. Поэтому, вероятно, она могла выглядеть вот так:

Источник: https://augusta-auction.com/search-past-sales?view=lot&id=818&auction_file_id=4
Источник: https://augusta-auction.com/search-past-sales?view=lot&id=818&auction_file_id=4
Источник: https://lebedinajpesnja1.blogspot.com/2020/04/xix-xx.html?m=0
Источник: https://lebedinajpesnja1.blogspot.com/2020/04/xix-xx.html?m=0

Очень интересно отношение к этой шали остальных персонажей романа. Ведь о том, насколько эта вещь была ценной, можно судить только косвенно.

Для Лоры эта шаль дорога, как память, оставшаяся от родителей. Судя по плачевному финансовому состоянию, она - почти единственное украшение девушки.

Проснувшись ночью и поняв, что забыла шаль внизу, она досадует на себя за это, и идет ее искать.

Почти все герои романа отзываются об этой вещи также с восхищением. И только убийца говорит, что шаль на редкость уродлива (но это вообще говорящая деталь в романах Вентворт).

Тем не менее, для высшего общества, о котором и идет речь, шаль - всего лишь вещь. Лора часто замечает, что по сравнению с внешним видом Тайнис, будто сошедшей с иллюстраций..., она выглядит убого и невзрачно. К тому же, забыв шаль на лестнице, она не вспоминает о ней на протяжении всего вечера. А вот для служанки, которая обнаруживает остатки некогда прекрасной материи в золе, - сам факт того, что шаль сожгли, не укладывается в голове, и она пытается спасти и как-то еще использовать то, что осталось от вышивки.

Вот такое интересное социальное расслоение... Но я думаю, что это было в реалиях того времени и вряд ли осознавалось даже автором. Тем интереснее это читать и обращать на подобное внимание.

А узнать, почему же эта шаль стала причиной убийства, вы можете, прочитав роман Патриции Вентворт "Китайская шаль"...

Напишите в комментариях, бывает ли у вас похожие ситуации, когда при чтении книги какая-нибудь вещь кажется любопытной и не выходит из головы.

И есть ли смысл провести еще одно такое “книжное расследование”...

Спасибо, что прочитали эту статью.