В недавней публикации на канале "Обновление локомотивного и моторвагонного парка железных дорог Азербайджана" было рассказано о новинках в том числе локомотивной тяги, поступающей на железные дороги Азербайджана. В частности речь шла о 10 магистральных пассажирских двухсистемных односекционных электровозах AZ4A (рабочее название Prima М4) и 19 магистральных двухсекционных электровозах AZ8A переменного тока (рабочее название Prima Т8), уже полученных железнодорожниками этой закавказской республики. Всего же по контракту должно быть 40 электровозов серии AZ8A и 10 электровозов серии AZ4A, т.е. 50 локомотивов.
Внимательный читатель обратил внимание на то, что локомотивы или двухсистемные или переменного тока и задал справедливый вопрос - а разве в Азербайджане железные дороги электрифицированы не на постоянном токе, зачем тогда электровозы переменного тока?
Действительно до недавнего времени железные дороги в Азербайджане были электрифицированы постоянным током, Однако, с 2015 года в республике реализуется масштабный проект реконструкции двухпутной железной дороги Баку - Беюк - Кясик (пограничная станция с Грузией). Реконструкция предусматривает замену путей, замену систем СЦБ и связи, повышение скоростей и перевод данной линии с постоянного на переменный ток, для чего было построено 12 новых тяговых подстанций и реконструировано 768 км контактной сети. Причиной реконструкции участка стало включение его в транспортный коридор "Баку - Тбилиси - Карс" (Азербайджан, Грузия, Турция, по иронии судьбы до 1917 года это все были российские города).
Для обслуживания новых электровозов реконструированы локомотивные депо в Баладжарах и Гяндже, а в июле 2020 года Азербайджанские железные дороги впервые в своей истории провели тестовую эксплуатацию электровоза переменного тока. Первая тестовая поездка, состоявшаяся на станции Алабашлы близ города Гянджа, прошла успешно. В рамках мер по переходу на переменный ток АЖД также проводит работы по подготовке персонала.
Переход на переменный ток ключевой железной дороги Азербайджана приведет к экономии электроэнергии и других ресурсов, оптимизации расходов, упрощению эксплуатации, повышению скорости движения поездов, что положительно скажется на росте объема пассажиро- и грузоперевозок.
Канал "ПАНТОГРАФ". Использована информация азербайджанских электронных СМИ.
Другие материалы канала по теме железных дорог:
"Поголовье" "Орланов" на Сахалине вырастет
Сентябрьская прогулка по станции «Козлова засека»
Тула. Железная дорога. Несколько фото 2006 года