Петр Шура, владелец компании ПОШ, о развитии туристического кластера в Переславле-Залесском.
Александр Петров
В декабре 2019 года ты предложил 6 проектов для развития туризма в Переславле. На дворе январь 2021-го. Интересно подвести предварительные результаты. Предлагаю по твоему списку пройтись. Что получилось с парками впечатлений?
Давай я напомню о важности парков. В Переславле несколько проблем с туризмом:
- Поток туристов в Переславле около 400 тысяч в год. В Суздале почти 1.5 млн туристов.
- 90% потока приходится на май-август. С сентября по май город пустой. На таком потоке нельзя создать окупаемый туристический бизнес.
- 90% туристов не остаются на ночевку, приехали-уехали. Деньги не оседают в Переславле, не развивают местную экономику.
- Туристические потоки не организованы и создают дискомфорт для местного населения.
Решением этих проблем станут наши парки впечатлений, они создадут уникальное предложение для туристов. В итоге:
- Поток вырастет с 400 тысяч до 1.25 млн.
- Количество ночевок с 40 тысяч до 1 млн.
- Средний чек вырастет до 5 тысяч.
- Наши парки находятся на удалении от Переславля, не создают нагрузку на городскую инфраструктуру, озеро и нацпарк.
Наш первый парк впечатлений — это парк дикой природы. Парк займет территорию в 210 гектаров, где мы создадим курортные условия для 700 животных. Нашими партнерами выступят два оператора парков дикой природы из Италии и Франции.
Вы приступили к строительству?
Нет.
До начала строительства требовалось решить 4 задачи:
- Внести изменения в генплан, поменять вид разрешенного использования по нашим земельным участкам на рекреацию.
- Запустить ж/д-сообщение с Москвой для гарантированной доступности парка в высокий и средний сезоны.
- Создать налоговые льготы, получить субсидию по ставке кредитования. Без этого сроки окупаемости проекта уходят за 10 лет.
- Обеспечить техусловия на подключение к инженерным сетям.
Без решения всех четырех задач не получится приступить к строительству.
Эти задачи выполнены?
Нет.
После 6 лет ожидания в конце декабря наконец-то внесли изменения в генплан. Нам перевели 200 гектаров в рекреацию, которых хватит на парк дикой природы, но на другие парки уже не хватает.
Сейчас готовим мастер-план на территорию более 1000 гектаров, включая три населенных пункта, один объект культурного наследия и лесной фонд. Мы хотим заранее определить как будет развиваться кластер на 10 лет вперед.
В центре кластера находится курорт "Азимут", который вместе с прилегающей территорией принадлежит госкорпорации ВЭБ.РФ. Известно о планах ВЭБ.РФ по развитию территории вокруг "Азимута"?
ВЭБу принадлежит 170 гектаров вокруг "Азимута". ВЭБ относит курорт "Азимут" к непрофильным активам, поэтому вряд ли они будут инвестировать в развитие.
Я полагаю, что курорт в скором времени попадет в периметр Корпорации Туризм.рф, там и придумают план развития территории, скорее всего уже в 2022 году.
На курорте 430 номеров, всего 860 спальных мест. При 100% загрузке курорт может принять с ночевкой 314 тысяч гостей. Если ты планируешь выйти на миллион ночевок, где вы разместите остальных туристов?
Мы планируем построить свои гостиничные комплексы на 1200 спальных мест. Остальные гости разместятся в городе.
С ж/д-сообщением у вас всё получилось. Так?
Получился первый этап.
1 июля открылась остановка фирменного поезда "Сотка" Москва-Ярославль на станции Берендеево — это в 20 км от Переславля и 9 км от нашего кластера. Поезд останавливается 3 раза в день. Время в пути 108 минут. Стоимость билета от 570 рублей.
В декабре РЖД запустили туристический поезд с Ярославского вокзала в Москве до станции в центре Переславля. Время в пути почти 3 часа. Цена билета от 500 рублей.
Сейчас главное обеспечить загрузку ж/д-сообщения.
Мои парки появятся в лучшем случае через 3 года, а маршрут нужно грузить уже сейчас. В новогодние праздники загрузка маршрута Москва-Переславль была около 60%, но в рабочие дни сильно ниже. При такой загрузке РЖД может отменить ежедневное сообщение.
Как загрузить?
Это комплекс мероприятий. Если этим обеспокоится новый глава администрации Переславля, то задачу можно решить за 3-4 месяца. Сейчас в городе этой задачей никто не занимается.
Сколько себя помню, каждый год в Переславле говорили о том, что ж/д-сообщение вот-вот запустят. Как у тебя получилось?
Оказалось несложно.
При встрече рассказал про задачу Председателю Правительства Ярославской области Степаненко Дмитрию. Дмитрий позвонил начальнику Северной железной дороги Танаеву Валерию и генеральному директору Федеральной пассажирской компании Иванову Петру, и дальше пошло-поехало. Еще отмечу помощь от Вульфова Алексея, главы Общества любителей железных дорог, автора книги "История железных дорог Российской империи".
Я надеюсь за следующие 2-3 года удастся реализовать проект с железной дорогой целиком.
Что именно?
Если взять остановку на станции Берендеево, то там запланированы следующие проекты:
- Снизить стоимость проезда для переславцев в 2 раза, тут есть варианты.
- Построить удобные платформы на станции Берендеево, сейчас не каждый сможет без помощи забраться в поезд или слезть.
- Отремонтировать вокзальное здание на станции Берендеево, благоустроить привокзальную площадь, построить нормальную автобусную остановку.
- Реконструировать автодорогу от Берендеево до Переславля. Правительство Ярославской области запланировало работы на 2021 год.
- Запустить автобусное сообщение от станции Берендеево до Переславля, синхронизировав расписание с прибытием поезда Москва-Ярославль.
- Запустить туристический ретропоезд от станции Берендеево до Переславля.
По развитию ветки до Переславля:
- Построить в городе транспортно-пересадочный узел (ТПУ) с красивым вокзальным зданием, с паркингом для машин и автобусов.
- Реконструировать ж/д-ветку от станции Берендеево до Переславля. Там требуется заменить часть покрытия и провести электрификацию.
- Запустить туристический автобус по городу от ТПУ, так туристы будут перемещаться по заданному маршруту без дискомфорта для жителей. Ярославский оператор Citytour готов был заняться этим, но не срослось.
Если не брать строительство ТПУ, которое займет 3-4 года, остальные проекты можно реализовать за год-два.
Премьер-министр Мишустин и Губернатор Миронов анонсировали появление в Переславле туристической ОЭЗ. ОЭЗ будет?
Сомневаюсь.
В марте 2020 года Мишустин приезжал в "Азимут". Он дал поручение проработать вариант создания туристической ОЭЗ, но мне не удалось убедить Правительство Ярославской области зацепиться за это поручение. Сразу после визита Мишустина объявили локдаун и всем стало не до ОЭЗ.
В начале июля мы с департаментом туризма Областного правительства утвердили дорожную карту по льготам на муниципальном и региональном уровне, но с тех пор никаких новостей.
В этом году оформят льготы?
Не знаю, лучше спросить в Правительство Ярославской области. Задача с налоговыми льготами на 90% зависит от них.
Без льгот никак?
Никак.
Для системного развития туризма необходимо создавать круглогодичные якоря стоимостью от 1 млрд. Без льгот такие проекты окупаются 10-12 лет. На такие сроки мало кто из инвесторов и кредиторов готов.
Вспомни как было с сельским хозяйством до 2014 года, мало кто хотел инвестировать. Потом включили антисанкции, сейчас эту функцию выполняют локдауны, дальше создали федеральную программу поддержки и сельское хозяйство превратилось в привлекательный и быстро растущий бизнес. Россия по многим продуктам вышла на первые позиции в мире. Такое же можно сделать с туризмом.
В декабре объявили о создании туристического нацпроекта и корпорации по развитию туризма. Развитие туризма поручили вице-премьеру Чернышенко, который руководил оргкомитетом Олимпиады в Сочи. Он обещает представить нацпроект этим летом.
Я надеюсь, что после запуска нацпроекта и корпорации Туризм.рф ситуация изменится. Это касается не только моих проектов, но и всех остальных инвесторов в туристическую инфраструктуру.
Если без льгот нет смысла начинать строительство, то похоже старт проекта откладывается на 2022 год. Так?
Так.
Что с подключением к техусловиям?
В пиковые нагрузки в зимний период парк будет потреблять почти 4000 кубов газа в час. "Газпром" отказывает в выдаче техусловий до завершения ремонтных работ на газораспределительной станции в Переславле, которая загружена на 100%.
Топить сжиженным газом и электричеством дорого. Закрывать парки впечатления на зимний период мы тоже не можем, слишком короткий сезон, удлиняются сроки окупаемости.
Нас уведомили, что реконструкция ГРП произойдет в 2021 году. Надеюсь в 2021 году получим техусловия. Сам газопровод уже проведен и функционирует на малых объемах.
Когда ты планируешь запустить парк дикой природы?
В начале 2020 года мы планировали открытие в мае 2023 года. Сейчас сроки сдвинулись на май 2024 года. Пока мы стоим на паузе.
Местные предприниматели часто жалуются на нацпарк, который мешает развитию бизнеса. Как у вас обстоят дела с нацпарком?
Парк дикой природы расположен за границами охранной зоны Нацпарка. В целом у нас хорошие рабочие отношения с Нацпарком.
Что с остальными парками впечатлений?
Планируем в этом году доделать программы для гастрономического парка и парка истории. Со сроками реализации определимся к концу года. Сейчас ничего не загадываем.
В прошлом году было много новостей по экотуризму в Переславле. Что-то получилось?
В марте Премьер-министр Мишустин дал поручение разработать концепцию развития экотуризма и малого и среднего бизнеса рядом с нацпарком "Плещеево озеро". Исполнителями назначили Минприроды и Правительство Ярославской области.
Мы помогли Правительству собрать экспертную группу и разработать концепцию, но потом Правительство не смогло согласовать эту концепцию в Минприроды.
Еще пригодится. Почему не удалось войти в десятку победителей в конкурсе АСИ по экотуризму?
Лучшие спросить в департаменте туризма в Правительстве области, они формировали заявку и делали презентации.
Какие перспективы по развитию экотуризма в Переславле?
С перспективами порядок: нацпарк, озеро, рядом три региональных центра. Проблема с реализацией этих перспектив.
Необходимо создавать инфраструктурные проекты с круглогодичным потоком, с уникальным продуктом и программой впечатлений на несколько дней. Палаточные глэмпинги не изменят ситуацию.
Мы предложили благоустроить экотропу вокруг озера для ходьбы, бега, велосипедных и лыжных прогулок. Там получается кольцо в 27.5 километров, где нужно благоустроить тропы, поставить мобильные туристические центры с кафе, раздевалками и туалетами, организовать паркинги, смотровые площадки, мусорные площадки.
Такой проект легко продвигать. Многие любители циклических видов спорта, которых только в Москве около миллиона, хоть раз, но пробегут вокруг озера Плещеево.
Но областное правительство не зацепилось за этот проект.
Что со стратегией развития Переславля?
Мы предложили привлечь к этой задаче Дом.рф, которые заказывали стратегии пространственного развития для Суздаля и Сергиев-Посада. Еще в июне согласовали с Дом.рф техническое задание, администрация округа оперативно собрала все исходные данные, но потом этот проект забрало к себе правительство области.
В каком статусе эта задача сейчас?
Лучшие спросить в Правительстве.
То есть стратегии не будет?
Не знаю.
Когда я занимался мастер-планом с Дом.рф, в Дом.рф подтвердили, что готовы взять на себя только центральную часть города: разработать дизайн-код и проекты благоустройства, на весь округ у них не было ресурсов.
В концепции, которую мы готовили по поручению Мишустина, мы предложили сделать туристический район внутри Валового кольца, добавив территорию под историческими корпусами завода ЛИТ. Если этот район наполнить местными ремесленниками и предпринимателями, то может получится мощнейший якорь. Тем более в Переславле уже сложилось сообщество "Счастливые люди" во главе с Борисом Акимовым, у них бы точно получилось сделать что-то уникальное и популярное.
Сейчас реновация центров исторических городов в числе приоритетов Ростуризма. Полагаю Правительство области планирует привлечь финансирование на ремонт и благоустройство в Ростуризме.
То есть вместо стратегии появится туристический район?
Не знаю. Лучше спросить в Правительстве.
Почему в туристический район включили территорию завода ЛИТ?
Туда планируют перевезти Переславский музей. Правительство области ожидает финансирование от федерального Правительства с 2014 года.
Классное место. Жаль простаивает.
Если в ближайшее время не будет финансирования от федерального Правительства, мы предложили акционерам ЛИТа сделать там городской культурный центр. В первую очередь для горожан, во вторую для туристов.
Если там появится только музей, то это будет место для туристов. Если музей займет половину, а вторую половину займут городские пространства, то там появится круглогодичная городская жизнь. Творческие мастерские, театр, кинотеатр, лекторий, библиотека, конференции, выставки и многое другое.
Для примера можно посмотреть на московские пространства "Флакон" или Art play, или на тульскую "Октаву".
При этом областное правительство может не тратить деньги на выкуп и ремонт помещений, а арендовать готовые помещения. ЛИТ сам отремонтирует, получит якорного арендатора в лице музея и самое популярное городское пространство. По нашим предварительным расчетам ЛИТ сможет получать доход около 70-75 млн рублей в год, инвестиции окупятся за несколько лет.
Звучит нормально. Почему так не сделать?
Луше спросить Правительство области и акционеров завода ЛИТ.
Этим летом будут отмечать 800-летие Невского. Как планируют отметить юбилей в Переславле?
Лучше спросить администрацию города и правительство Области.
Мы предлагали провести городскую выставку со стендами по всему городу с фотографиями из прошлого и эскизами будущего из мастер-плана, показать каким Переславль был и может стать. Но я уже сказал про мастер-план, поэтому выставки не будет.
В 2022 году будут отмечать 350-летие Петра Первого. Этот юбилей планируют отмечать? Хотя чего это я, лучше спросить администрацию города и правительство области.
Правильно.
Почему получилось решить с Правительством области задачу по ж/д-сообщению, а по остальным задачам не получается?
С ж/д-сообщением помог Председатель Правительства, но у него кроме туризма других задач полно, эпидемия коронавируса никуда не делась.
За оперативное развитие туризма отвечают ниже стоящие исполнители. Департамент туризма возглавляет Лысенко Владимир. Над ним заместитель Председателя Правительства Авдеев Максим, который курирует туризм, инвестиции.
Надеюсь в этом году результаты будут.
Оптимизм не теряешь?
Нет.
Моя команда летом сделало интересное исследование. С учетом перспектив внутреннего туризма мы попробовали оценить перспективность малых городов вокруг Москвы для инвестиций в туристическую инфраструктуру.
Взяли европейскую методику и адаптировали к нашим реалиям: 2-х часовая доступность на ж/д и авто, памятники культурного наследия, природные объекты, отели, сложившийся поток, участие в федеральных программах и многое другое. В итоге Переславль разделил 2-3 место с Завидово.
Мы позже опубликуем это исследование. Так что пока оптимизм сохраняем.