Помните евангельскую историю о встрече Господа с Самарянкой у колодца: «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин. 4:10-11). Далее весь евангельский эпизод построен на разном понимании образа воды. Самарянка понимает его буквально, а Христос имеет в виду спасительную благодать Божию.
Некоторые верующие в этот день напоминают мне эту самарянку. Они полагают, что освящаемая в полночь и позже во время особого великого чина вода в одном месте святее, чем в другом. В одном храме святее, чем в другом. Вода через полчаса после освящения святее, чем та же вода через сутки. Нет, во всех храмах вода одна и та же. И она сохраняет свои свойства два, а то и три года. Есть, правда, и противоположное заблуждение: многие считают, что вся вода в мире в этот день становится святой. Это то же неверно. И вот почему.
В чине освящения воды, если вы его внимательно прочитаете или прослушаете, главный «герой» - это не вода, а благодать Божия, которой творится мир, которой он удерживается в бытии, которой освящается девственное лоно Богородицы, которая таинственным образом действует в Воплощении, которая позволяет человеческой природе войти в общение с Богом. Символом этого божественного действия и выступает вода. Смотрите как расставлены приоритеты в Молитве освящения воды: «Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, к исцелению страстей, ко освящению домов, к всякой пользе изрядну». На первое место поставлено очищение человека, его природы от последствий греха, в конце концов ее спасение, далее следует исцеление от частных страстей, которые у каждого «болящего» грешника разные, и только потом идут бытовые нужды, о которых мы просим в наших ежедневных молитвах. Но если духовное очищение – это дело благодати, то есть действия Божия, то Тот же Самый Бог, подает нам и здоровье и достаток и благополучие. В том числе и вместе со вкушением святой воды. Только надо понимать, что и в этом вкушении, совершаемом с молитвой, я встречаюсь не с магической силой воды, а с самим Богом. Без этой встречи, без совершенной над ней молитвы в храме, вода – это просто вода.