Рассказ и фото Андрея Макарова.
Из всех достопримечательностей Флоренции меня больше всего впечатлил грот Буонталенти, находящийся недалеко или входящий в комплекс дворца Питти, вместе с садами Боболи. Дело в том, что на эстетические впечатления наложились чисто физиологические. Грот подарил долгожданную прохладу, в отличие от сада, по которому мы передвигались короткими марш-бросками, от тени к тени: день был очень жарким и безветренным. А в гроте было действительно холодно – и без всяких кондиционеров.
Кроме того, там почти не было посетителей; впрочем, для тенистой прохлады и уединения, наверное, гроты и сооружали. Эстетические впечатления были не менее сильны. Сначала я подумал, что грот – деяние современное, эпохи модерна, настолько необычное в нём оформление. Натуроморфные мотивы, искусственные сталактиты, сталагмиты, странные, словно огарки свечей, скульптуры, раковины и кораллы в оформлении – всё это напоминало искусство модерна, но при ближайшем рассмотрении оказалось куда более тонким и изящным. При совсем близком ознакомлении элементы скульптур могут производить даже отталкивающее впечатление, настолько они хаотичны и необычны, поэтому рассматривать их надо на максимальном удалении и слегка расфокусированным взглядом.
“Большой грот”, или “Grotta Grande”, был создан архитектором Бернардо Буонталенти по заказу Франческо Медичи в 1583-1588 гг. Вход оформлен колонами, по обе стороны от них – ниши со скульптурами Цереры и Апполона работы Бандинелли. На верхней части фасада – герб семьи Медичи, поддерживаемый двумя женскими фигурами, символизирующими мир и справедливость. Грот разделён на три части. Первая – самая большая: стены украшены, помимо упомянутых сталактитов, настенными росписями с изображением коз, овец, обезьян и гепардов, обитающих в удивительном и даже фантастическом саду в нежно-розовых тонах. Грот расписан художником Поччетти. Второй зал похож на первый. В третьем, помимо фресок, росписей и ниш, есть ещё мраморный фонтан, на котором установлена Венера работы Джамболонья, а на потолке изображено небо с птицами. Прохлада и одиночество так резко контрастировали с галлопированным просмотром достопримечательностей, среди нескончаемых толп туристов, что я мог бы провести там ещё много времени, наслаждаясь искусством маньеризма, если бы меня не позвали продолжить наши бешеные скачки.