Найти в Дзене
супер8

Что происходит в мире интерактивного кино

Авторка Telegram-канала Кинокляча Даша Тарасова рассказывает о появлении необычного формата, его развитии и перспективах в России и за рубежом.

Интерактивные фильмы, как несложно догадаться, — те, в которых зритель от пассивной роли наблюдателя переходит к активной роли закулисного участника действий или deus ex machina, предопределяющего развитие сюжета. Нечто сродни видеоиграм. Первой такой лентой считается чехословацкий «Человек и его дом» (1967), где посетители кинотеатра влияли на сюжет голосованием.

Вообще оживление зрителя в рамках фильма — перспективное направление, обусловленное эволюцией киноязыка и переходом от старых медиа к новым (кино, к слову, относят к переходному типу между ними двумя — читайте Мановича). С одной стороны, это выражается именно в интерактивных лентах, с другой — как раз в FMV-видеоиграх (Кодзиме привет).

Для кинотеатральных релизов формат интерактивного фильма очень сложен и ресурсозатратен: нужны специально оборудованные залы и пульты для зрителей, синхронизация с их телефонами и т.п. Да и с сугубо потребительской точки зрения это не очень интересно, ведь сюжет хочется определять самостоятельно, а не с толпой соседей. Но в эпоху интровертного просмотра кино с ПК на разросшихся стримингах именно этот вектор может получить развитие.

Постер фильма «Мозаика» (2018)
Постер фильма «Мозаика» (2018)

Наиболее известный проект последних лет, который выполнен в формате интерактивного фильма, — нетфликсовский «Брандашмыг» (2018) из «Черного зеркала». Рядом — «Мозаика» (2018) Стивена Содерберга для HBO, оформленная в мобильное приложение и перемонтированная в мини-сериал. Но есть и другие. Так, можно вспомнить «Ночную игру» (2016) или, например, просто посмотреть раздел интерактивного контента на том же Netflix.

В России освоением интерактивного формата занимается в основном студия Lateral Summer Натальи Покровской и Антона Уткина. Ей принадлежат сериалы «#КТО_ТЫ» (2020), «СГ: Слепоглухой/Супергерой» (2020+), фильм «Все сложно» (2018). Все проекты остросоциальные. Также интерактивом занимается Евгений Пузыревский — например, в триллере «Она сердится» (2019).

Читать интервью с создателями проекта #КТО_ТЫ

К/ф  «СГ: Слепоглухой/Супергерой»
К/ф «СГ: Слепоглухой/Супергерой»

Пока не до конца ясно, ждет ли интерактивную технологию бум в ближайшее время, если ему и суждено состояться, то пандемия подготовила для этого удачную почву — концентрация потенциальной аудитории как никогда высока благодаря локдауну. Да и даты выхода фильмов выше, как вы наверняка обратили внимание, намекают на пристальное внимание индустрии к этому формату сегодня. Так что ждем?

Даша Тарасова