Сюжет фильма «Кролик Джоджо» в сатирической форме высмеивает идеологию фашисткой Германии, которая распространялась среди немецкого общества с помощью мощнейшей пропаганды.
Основы идеи нацизма заключались в следующем:
- Арийцы – высшая раса, избранный народ, предназначение которого управление миром.
- Евреи как полная противоположность арийцам, тормозящие эволюционный прогресс нового миропорядка, должны быть подвергнуты полному уничтожению.
- Славяне подлежат частичному уничтожению для высвобождения занятых ими земель в пользу «Великой Германии».
- Остальные как «прирождённые рабы» должны преданно служить «арийской расе».
Для кого-то «Кролик Джоджо» покажется лишь весёлой комедией, для кого-то сатирой на тему самых значимых трагических событий прошлого века, а кому-то даст повод для размышления о том, какая на самом деле главная мысль заложена в фильме.
Предлагаю немного поразмышлять о скрытом смысле «Кролика Джоджо» и недосказанности, которую режиссёр обозначил, но не раскрыл, оставляя за кадром тему на осмысление зрителю.
Начнём с событий, происходящих ближе к финалу фильма, где видим недвусмысленную современную пропаганду – в захваченный город победоносно входят войска США, представленные как «освободители» (в соответствии с современной Западной идеологией, американцы - избранный народ, миссия которого создать во всём мире свой «порядок»).
На фоне «борцов со злом во всём мире» американцев, торжественно едущих по центральной улице города и размахивающих знамёнами, в подворотнях трусливые русские солдаты (эпизод с пригибающимся от собственных выстрелов конвоем), расстреливающие военнопленных, в том числе детей. Тут же вспоминаются слова Йорки: «Говорят русские хуже всех – они едят детей и спят с собаками», сюда же рассказ фрейлин Рам: «Мой друг однажды встретил русских. И они его съели».
Неважно умышленно или неосознанно режиссёр вставил эти кадры, тем самым проведя параллель современности с прошлым, сравнив пропаганду и идеологию современного Запада с фашистской Германией. Абсолютно та же сверхцель – навязать всему миру свой «порядок», где русские объявлены главным врагом, как в своё время Гитлер объявил евреев врагами арийцев. Случайность или тонкий намёк автора на то, что история повторяется заново, конечно же останется для всех загадкой, напоминающей о прошедшей трагедии и предостерегая от будущей.
Каждый сделает вывод и найдёт свой собственный смысл, поэтому предлагаю перейти к художественным достоинствам кинокартины.
Трейлер фильма «Кролик Джоджо»
Фильм «Кролик Джоджо» действительно заслуживает особого внимания зрителя. В первую очередь стоит отметить, что режиссер фильма Тайка Вайтити пошёл на большой риск, осознанно выбрав сатирическую форму изложения для столь серьёзной и болезненной темы, где малейшая оплошность запросто могла бы стоить ему карьеры. Но со своей задачей безусловно он справился, с ювелирной точностью объясняя мотивы и действия на языке юмора и сатиры.
Нельзя не отметить и идеально подобранный, в том числе по типажности, шикарный актёрский состав, великолепно воплотивший своих героев. Абсолютно каждый персонаж фильма по-своему выразителен и уникален. Даже Роман Гриффин Дэвис, для которого роль главного героя стала дебютной, выглядит искренне, за ним хочется наблюдать на протяжении всего фильма. Интересно, что комичность некоторых персонажей достигнута с помощью абсурда (противопоставление взаимоисключающих истин), яркий пример тому офицер гестапо капитан Дирц (Стивен Мерчант) – на вид вежливый человек с широчайшей улыбкой, но зная кем он является на самом деле, подсознательно ощущаем в приветливости зловещность.
Работа художников-костюмеров не ограничилась обычным воссозданием исторических образов. В рамках конкретного исторического периода, для фильма созданы уникальные решения по дизайну костюмов, усиливающие восприятие каждого персонажа исходя из его характера и задумки режиссёра.
О героях
Главный герой фильма 10-ти летний мальчик Йоханнес Бетслер (Роман Гриффин Дэвис), которого ребята прозвали Кроликом Джоджо. Он мечтает, как и его отец приносить пользу своему отечеству и стать героем. Поэтому записывается на учебные сборы в военно-тренировочный лагерь Юнгфольк.
У Джоджо есть воображаемый друг – Адольф Гитлер, которого превосходно сыграл сам режиссёр Тайка Вайтити. Гитлер, если отбросить его амбиции, по поведению напоминает Карлсона – такой же ребёнок в теле взрослого человека, который периодически даёт мальчику непутёвые советы, по-детски шалит, а когда наступает время отвечать за свои поступки исчезает.
Мама Джоджо (Скарлетт Йоханссон) после потери дочери пытается уберечь единственного сына, поэтому закрывает глаза на его излишнюю фанатичность, надеясь, что когда подрастёт сам всё поймет, а пока это увлечение его обезопасит.
Однажды Джоджо обнаруживает на чердаке своего дома еврейскую девочку Эльзу (Томасин МакКензи), которая прячется от фашистов. Джоджо по совету фюрера собирается её сдать. Но обстоятельства складываются так, что чем больше он её узнаёт, тем меньше этого хочет. Несмотря на уговоры воображаемого друга, в качестве оправдания мальчик находит для себя предлог не выдавать её, пока вместе с ней не напишет книгу о том, как распознать евреев. Постепенно, проводя много времени вместе, незаметно для себя они начинают сближаться.
Ещё один персонаж фильма, заслуживающий отдельного внимания – капитан вермахта Кленцендорф (Сэм Рокуэлл), который участвуя в операции «Большая лажа» лишился глаза и теперь является командиром тренировочного лагеря Юнгфольк. Как ни звучало бы это парадоксально, но капитан Кленцендорф однозначно вызывает симпатию зрителя, несмотря на то, что является немецким офицером. И этому есть вполне логичное объяснение.
Капитан Кленцендорф - отличный солдат, демонстрирующий свой профессионализм зрителю (стрельба на учениях). Кроме того, как и положено военному, он беспрекословно исполняет приказы вышестоящего командования. Однако ближе к финалу, мы понимаем, что идеология Гитлера ему абсолютно «до фонаря». Кленцендорф воюет не ради безумных идей фюрера, а лишь потому что солдат, это его профессия. Рискуя собственной жизнью, он не выдаёт еврейскую девушку гестапо, подыграв Эльзе во время обыска. Затем спасает Джоджо от расстрела.
Мы даже ощущаем, как в глубине души он улыбается наивности фанатично настроенного мальчика, пытающегося разоблачить евреев. На вопрос «Что делать если я встречу еврея?» он отвечает «Боже, за что мне это?» и саркастически продолжает «Если ты встретишь еврея, скажи нам, мы скажем гестапо и они скажут СС, а те пойдут и убьют его и всех кто помогал ему прятаться и ещё кого-нибудь заодно, поскольку мы живём во времена жуткой паранойи».
В сцене, где капитан Кленцендорф приветствует гестаповцев, каждого по отдельности – по его улыбке понимаем, что с его стороны в их адрес это приветствие – стёб, доставляющий ему особое удовольствие. Все присутствующие теперь вынуждены поддержать заданную игру с приветствиями. В общей сложности им приходится крикнуть друг-другу «Хайль Гитлер» 55 раз.
Наконец понимая, что война проиграна, Кленцендорф без колебаний бесстрашно идёт в свой последний бой. Перед зрителем он предстаёт на возвышенности в позе военачальника, облаченный в вызывающе-пафосный облик, отражающий его истинный внутренний мир. Вместо фашистской символики – перья и плащ в духе воинов древнего Рима, на мундире в духе панк-рока красуются проклёпанные эполеты, в зубах сигарета, рядом преданный помощник Финкель с патефоном в руках. Как мы видим у него всегда имелась своя мораль и свой собственный кодекс чести.
«Кролик Джоджо» без сомнений заслуженно получил свой Оскар. К сожалению, а может и к счастью, в российском кинопрокате премьера фильма не состоялось.
Кстати, к вопросу о навязывании обществу сомнительных духовных «ценностей». Если бы фильм снимали годом позже, сложно вообразить к каким ухищрениям пришлось бы прибегнуть режиссёру, чтобы соответствовать нововведённым стандартам. В моём сознании нет ни одной причины, по которой арийцы-националисты могли бы вдруг стать афроамериканцами.
А какой режиссёрский ход при стечении данных обстоятельств предложили бы вы?