В середине 60-х в США приняли на вооружение первый в истории специализированный ударный геликоптер, получивший в войсках название АН-1 «Кобра». Этой машине пришлось повоевать и во Вьетнаме, и в горячих точках Ближнего Востока. В это время Ми-24 советской разработки только испытывался. В серию советский ударный вертолёт пошёл в 71-м году.
Все ошибки, выявленные в ходе боевого применения «Кобры», были учтены при разработке геликоптера «Апач», поступившего в войска с середины 80-х. СССР в 78-м году приступил к разработке сразу двух новых машин. Конструкторские бюро Камова и Миля создали замечательные вертолёты Ка-50 и Ми-28, полетевшие весной 86-года.
Привлекает внимание взлётная масса вертолётов советского и американского производства. Так, если пустой Ми-24 весит 7,5 т, то «Кобра» – всего 4,5 т, взлётная масса Ка-52 составляет 11 т, а «Апача» – 4,6 т. Чем вызвана такая разница? Конструктивно никаких особых отличий между машинами не видно. Имеется по два двигателя. Только винты разные, но это не может влиять на вес столь радикально.
Дело всё в разном предназначении. Геликоптер «Апач» создавался для борьбы с бронетехникой противника с расстояния 8 км. Запустив ПТУР «Хеллфайр», вертолёт мог не опасаться массированного обстрела с земли, ввиду чего необходимость в мощном бронировании отсутствовала. За счёт этого удалось создать лёгкую маневренную машину.
Советские машины создавались как многоцелевые. Одной из функций вертолёта Ми-24 было подавление танков и пехоты неуправляемыми ракетами. Это предполагало максимальное сближение с противником, всегда открывающим яростный ответный огонь из всех видов оружия. Афганский опыт наглядно продемонстрировал жизненную необходимость мощной броневой защиты. У Ми-24, к примеру, даже остекление выдерживает пулемётную очередь. Для «Апача» такое попадание стало бы роковым. Это ярко проявилось во время войны в Персидском заливе, когда пилоты вертолётов перед вылетом наряжались в «бронники», чтобы не получить пулю. В отличие от этого, наши боевые вертолёты остаются на лету даже после атаки малокалиберных зенитных орудий.
Как вы считаете, смогут ли вертолёты выдержать конкуренцию с ударными беспилотниками? Поделитесь мнением в комментариях!