Гиперактивные дети могут скрывать деликатные факты. Однако иногда мы лечим такое поведение только лекарствами. Более того, мы делаем это, не понимая факторов, которые вызывают определенное поведение у детей. Некоторые дети страдают от стресса, растут в неблагополучных семьях или имеют проблемы с привязанностью.
Это сложная ситуация для семей с детьми с диагнозом СДВГ и деликатный вопрос для медицинских работников. Прежде всего, есть много психологов, психиатров и неврологов, которые считают, что не существует такой болезни, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Этот поведенческий синдром проявляется широко. От него страдают 2-5% детей. Он может проявиться до 7 лет. Если не поставить правильный диагноз и не лечить, то дети, скорее всего, будут страдать тревожными расстройствами или депрессией, как и взрослые.
Мы знаем первые случаи гиперактивных детей с проблемами внимания с 19 века. Британский педиатр сэр Джордж Фредерик Стилл (1868-1941) был первым, кто объяснил эту ситуацию. По сей день и клинические психологи, и психиатры продолжают спорить о наличии СДВГ.
Однако есть одна вещь, которую они подчеркивают прежде всего: важность точного диагноза.
У гиперактивных детей не всегда диагностируется СДВГ
В школе есть нервные дети, которые проявляют вызывающее, агрессивное и деструктивное поведение. Точно так же есть дети, которые беспокоятся из-за условий в классе, которые не подходят для их образовательных потребностей, и не могут полностью продемонстрировать свой познавательный потенциал.
Следовательно, есть две разные реальности, которые нельзя отнести к термину СДВГ. Не все ленивые, бунтарские, деструктивные или склонные к истерике ученики попадают в одну и ту же категорию. Этим детям будет очень полезно составить конкретную учебную программу для поведенческих синдромов.
Однако другим детям нужна иная помощь. В некоторых случаях за гиперактивным ребенком может быть какая-то травма. Например, может быть семейная среда, в которой царит насилие, хаос или дисфункция. В таких случаях изменения учебного плана или лекарства не могут помочь.
Известная работа
Николь Браун - детский психиатр, работающая в больнице Джона Хопкинса. Ее работа о гиперактивных детях была опубликована в различных СМИ с очень конкретной целью: повысить осведомленность о необходимости более точного и адекватного диагноза.
На ежегодном собрании педиатрических академических обществ, она представила собранную информацию. Она сообщила, что многие дети с диагнозом СДВГ не гиперактивны. Эти дети на самом деле были сверхчувствительными и находились в состоянии стресса. Другими словами, у них были признаки травмы.
В этих случаях ни поведенческая терапия, ни стимуляторы не помогли. Это были более деликатные ситуации. Она обнаружила, что гиперактивность этих детей связана с неблагополучными семьями или травматическими событиями, которые эти дети пережили.
Важность правильного диагноза
Доктора Марк Феррер, Оскар Андион и Наталья Кальво провели интересное исследование. Их цель состояла в том, чтобы отделить симптоматику взрослых от травмы, пограничного расстройства личности и СДВГ. Мы знаем, что травма вызывает поведение, подобное гиперактивности. По мере того, как ребенок становится взрослым, последствия этой ситуации становятся еще более негативными.
- Поэтому очень важно обнаруживать такие реалии в раннем возрасте.
- Невнимательность, импульсивность и нервное поведение не всегда являются признаком СДВГ.
- Иногда за гиперактивностью скрываются скука, семейные проблемы и детский стресс.
- Следовательно, хорошие специалисты, детские психиатры и клинические психологи знают, что им также необходимо оценить семью ребенка и сложную среду, в которой он живет.
Точно так же мы должны указать на еще один важный аспект. Родители детей, которым был поставлен правильный диагноз СДВГ, знают, что они не несут ответственности за этот синдром. Однако впереди ждет непростой процесс. С помощью учителей гиперактивный ребенок должен позаботиться о своих особых потребностях.