Найти тему

Синдром тревожного ума или о чем сигнализирует вечная уборка

- Как меня все достало! - слышу разговор неподалёку. - Это какая-то беличья-колесная жизнь. Пашешь, пашешь, а как выходной, так приходится драить все. Вечная пыль, стирка, глажка. Я не могу спокойно сидеть пока все не будет блестеть. И как другие могут в выходные на диване лежать, книжки читать, а некоторые, особенно бесявые, еще фигней всякой страдать типа раскрашивания или вязания! Засранки! Я даже во время сeкса, все углы разглядеть успеваю.

Стремление к порядку и чистоте — не самая плохая черта, не правда ли?

Однако ходить с тряпкой, пылесосом, ползать в поисках пятен, пока не пройдёт ещё один день. Осуждать легкомыслие и презирать тех, кто осмеливается не вести себя также. Откладывать книги, фильмы, хобби на вечные «потом». Это уже крайность.

Я называю ее «Мания порядка или синдром тревожного ума».

Читать, смотреть кино, потягивая чай с вареньем, болтать с подругами - любая попытка расслабиться, отложив тряпку, чревата ростом напряжения. Пыль – способ держать напряжение в узде. Война с грязью – предлог, чтобы с ним не встречаться.

О чём это напряжение? Откуда оно взялось?

Откуда угодно.

Вечная уборка – это стратегия совладания. Что-то случилось раньше, что заставило его появиться.

Иногда 30 банок соленьев и 50 варенья – это единственная возможность хоть что-то контролировать, когда всё остальное летит в тартарары.

Иногда до блеска отполированная мебель – это единственная победа, видимый результат на фоне серости жизни.

Иногда поиск паутины в углах – это попытка приглушить тревогу. Вдруг уволят? Вдруг будет не на что жить? Вдруг муж пойдёт налево?

Единственный способ справиться с манией порядка – это смелость. Смелость остаться на диване, выдержать прилив напряжения и разглядеть то, что за ним маячит.

И когда напряжение зашкаливает, глаза ищут спасительную пыль, а руки тянутся к тряпке. И всё же остаться. Поглядеть в лицо тому, кто придёт. Поговорить с ним. Притащить его на терапию, так дело пойдёт гораздо быстрее.

Конечно, можно поступить иначе. Можно свернуть этот глупый текст, позлиться на меня и пойти за пылесосом. Но не кажется ли несправедливостью прожить единственную жизнь, так и не соприкоснувшись с собственной свободой.